Содержание
-
Консультация для логопедов и родителей:«Семейное воспитание детей с нарушениями речи»
Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края Тебенёва Е.С.
-
Семейное воспитание
Система воспитания и образования, складывающаяся в условиях определенной среды силами родителей и родственников. Проблемой семейного воспитания занимались: Е.М. Мастюкова К.А. Семенова М.В. Ипполитова И.А. Смирнова
-
Цель:
Создание благоприятных условий в микросоциуме для всестороннего гармоничого развития личности ребенка
-
Задачи:
Обеспечение психофизического развития ребенка. Создание материальной базы для развития ребенка. Формирование навыков самообслуживания и трудовой деятельности. Передача семейного опыта младшему поколению по созданию и сохранению семейных традиций и ценностей. Воспитание полноценной самодостаточной личности с чувством ценности собственного «Я».
-
Модели семьи:
Патриархальная семья: управленческая; исполнители; Иждивенцы. Эголитарная – нукмарная. Неполная семья. Нетрадиционная семья (полигамный брак). Семья-двор. Асоциальная семья.
-
Стиливоспитанияв семье:
Конструктивный. Деструктивный. Смешанный.
-
Координация работы логопеда с семьями детей, имеющих речевую патологию.
-
Семья безусловно важна при формировании и развитии личности ребенка. С рождения человек является социальным существом. Родители занимают статус жизненно важных фигур по умолчанию, ведь физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во отношениях с родителями ребенок получает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Отношение родителей — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.
-
Распространенные реакции детей на собственный речевой дефект
Безболезненное отношение к речевому дефекту Патологические личностные реакции на дефект Причины: Неадекватное отношение в семье, укоры, насмешки, сравнение с речью других детей. Неадекватное отношение сверстников. Неосознание до определенного времени своего дефекта. Причины: Отсутствие внимания родителей. Наличие дефекта у родителей. Неосознание самими родителями важности правильной речи в развитии ребенка.
-
Принципы семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Принцип учета интересов детей и запросов родителей.
-
Формы взаимодействия с семьей.
Индивидуальные консультации. Мастер-классы. Родительские собрания, анкетирование, опросники. Круглый стол. Информационные бюллетени. Совместное проведение праздников. Встреча родителей старших дошкольников с учителями начальных классов. Логопедические тетради. Различные тренинги. Публичные выступления родителей с сообщениями из личного опыта семейного воспитания.
-
Рекомендации для педагогов, и родителей, имеющих детей с различной речевой патологией(ринолалия, ДЦП, дизартрия)
-
Ринолалия
Ежедневные тренировки, непрерывность занятий Правильное положение во время сна (лежа на животе или на боку, для того чтобы кончик языка нах-одился ближе к зубам) Применение массажа в положении лёжа, сидя Совместная работа родителей и логопеда после хейлопластики Формирование фонематического слуха
-
Упражнения для развития навыка смыкания губ при произношении согласных (после хейлопластики)
Поднятие и опускание верхней губы Потягивание верхней губы на верхние резцы Введение пальца между губой и зубами, оттягивание губы вперед Вибрирование пальцами по верхней губе Пощипывание пальцем верхней губы
-
Дыхательные упражнения
«Гасим огонек» - длительное произнесение звука [Ф] «Пароход гудит» – длительное произнесение звука [Ы] «Поезд гудит» - длительное произнесение звука [У] «Я большой» - длительное произнесение звука [О] «Как шумит ветер» - длительное произнесение звука [В] «Комарик звенит» - длительное произнесение звука [З] (контроль холодной струи) «Как шипит змея» - длительное произнесение звука [Ш] (контроль теплой струи) «Жук жужжит» - длительное произнесение звука [Ж] (контроль теплой струи) «Поцелуйчик» – отрывистое многократное произнесение звука [П]
-
Массаж
Массаж начинать с артикуляционной гимнастики: - кончиком языка выполнять круговые движения в преддверии рта - полоскание зубов теплой водой, удерживая воду губами ( кисель – по Ермаковой) - при помощи комочков ваты делать ротовой выдох Выполнять в положении лежа или сидя, голова на подлокотнике дивана: -вторым и третьим пальцем проводить от середины лба к вискам, от кончика носа к вискам, от средней линии подбородка к мочкам ушей; легкое поглаживание, затем вибрация и пальцевый душ
-
Общие упражнения для детей с диагнозом ринолалия (для укрепления кончика языка и опускания его корня)
«Лопаточка», «Часики», «Качели», «Футбол», «Месим тесто», «Вылизывание тарелки всей поверхностью языка» , «Слизывание капли кончиком языка с вогнутой части ложки», «Почесывание кончика языка о верние зубы», «Пересчитывание зубов кончиком языка», «Проталкивание языка сквозь зубы»
-
Упражнения для щек и губ
«Хомячок» «Улыбка» Удерживание мелких предметов губами Выплевывание губами мелких предметов Сплевывание с кончика языка мелких предметов
-
Упражнения для нижней челюсти
Открывание и закрывание рта плавно и медленно под счет до пяти Опускание нижней челюсти Имитация жевания Движение нижней челюсти вправо-влево
-
Упражнения для активизации мышц мягкого нёба и глотки
Позёвывание Полоскание горла киселем Глотание капелек слюны Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а, а-э-а-э-а-э, э-а-э-а-э-а
-
Упражнения для активизации мышц шеи и гортани
С закрытым ртом! Медленно! Опускание головы вниз Запрокидывание головы назад Повороты вправо-влево Руки на затылок в замок и отклонение головы назад Подпирание кулаком подбородка с наклонами головы вниз при сопротивлении рук Наклоны головы с приставленными к ушам ладонями Доставание кончиком языка мягкого неба
-
Фонопедические упражнения способствующие устранению носовой эмиссии
Вдох носом и на выдохе произношение слогов (пропевая) : па-пэ-по-пу Четкое произношение слогов: ны-пы-ны-пу. Использовать все согласные алфавита. Последовательность гласных: а-э-о-ы-у Произнесение слогов акцентируя внимание на выдохе и артикуляции: вип-фип, вип-сиб, вип-пип, вэп-пэп Кроме этого необходима консультация с ЛОР-врачем для получения рекомендаций, других упражнений и последующего контроля (Волосовец)
-
Дизартрические компоненты при ДЦП
Недостатки в развитии двигательной сферы Трудности в овладении дифференцированными движениями пальцев рук Оральная апроксия Гиперкинезы Синкинезии Затруднение актов сосания, жевания Несмыкание губ, трудности в поднимание языка
-
Упражнения при ДЦП
Питье жидкостей через трубочки разного диаметра Жевание твердой пищи Фиксирование головы при обучении Дыхательные упражнения: «Мыльные пузыри», «Султанчик», «Пускание корабликов» Артикуляционная гимнастика: «Сказки о веселом язычке» Голосовые упражнения для развития силы голоса, высоты, интонационной выразительности Обучение открытию и закрытию рта, удерживание требуемого положения, контроль за движением нижней челюсти Запрет на общение с ребенком жестами Речевая стимуляция детей родителями Смена поз во время занятий с детьми
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.