Содержание
-
Особенности проведения экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
-
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи: Формировать представления о правильной организации экспериментирования. Уточнить знания педагогов о наполняемости центра экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
-
Современные психологические и педагогические исследования показали готовность старших дошкольников к экспериментированию. В пяти- семилетнем возрасте в нервно-психическом развитии ребенка происходят важные качественные изменения. Поспешность, нетерпеливость сменяются устойчивым вниманием и интересом. Восприятие становится активным и целенаправленным. Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок в процессе эксперимента выделяет существенные признаки (части, особенности, свойства) предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта, находя отличительные и сходные признаки, умеет правильно определять причины изменений, делать выводы.
-
Проявляют большую самостоятельность и критичность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен помогать ребенку в процессе экспериментирования, точно и образно выражать в речи то, что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства.
-
Структура детского экспериментирования.Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру: Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
-
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах. Мотив:познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" Средства: язык, речь, поисковые действия Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
-
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
-
Последовательность детского экспериментирования. Задание:выстроить последовательность детского экспериментирования из представленных слов. выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
-
Проблемная ситуация. Целеполагание. Выдвижение гипотез. Проверка предположения. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось). Правильный ответ
-
Примерная структура НОД - экспериментирования Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
-
Требования к оформлению и содержанию центра экспериментирования Основное оборудование: приборы – помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, весы (безмен), микроскоп; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и т. д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, кусочки дерева и т. д; технические материалы: гайки, скрепки, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: картон, обычная, копировальная, наждачная и т.д.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.; прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стёкла, соль, сахар, мука, сито, свечи т т.д.
-
Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент. В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Книги познавательного характера, атласы. Тематические альбомы. Мини-выставки (тематика различна, например"Часы бывают разные:», «Изделия из камня"). Материал, находящийся в центре экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
-
Заключение. Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.