Содержание
-
Консультация для воспитателей:«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»
-
Экспериментальная деятельность:
Способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
-
-
Задача ДОУ:
поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
-
Последовательность детского экспериментирования.
Проблемная ситуация. Целеполагание. Выдвижение гипотез. Проверка предположения. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
-
Примерная структура занятия - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
-
-
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
- место для постоянной выставки - место для приборов - место для хранения материалов - место для проведения опытов - место для неструктурированных материалов
-
Младший возраст
- Песок, глина;- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления:- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки- семена бобов, фасоли, гороха - тематические альбомы;- коллекции книг познавательного характера для младшего возраста;- семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), "Ткани". - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.- персонажи, наделанные определенными чертами("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
-
Средний возраст
- книги познавательного характера для среднего возраста;- тематические альбомы;- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы"- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) - Песок, глина;- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).- семена бобов, фасоли, гороха- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления:- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.- персонажи, наделанные определенными чертами("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
-
Старший возраст
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;- серии картин с изображением природных сообществ;- книги познавательного характера, атласы;- тематические альбомы;- коллекции - мини-музей (тематика различна, например"Часы бывают разные:", "Изделия из камня". - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.- сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"- персонажи, наделанные определенными чертами("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
-
"Планирование работы с детьми по экспериментированию"
-
Младший дошкольный возраст
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:- о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).- о природных явлениях - о мире растений - о способах исследования объекта - об эталоне "1 минута".-о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
-
Средний возраст
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: - о материалах . - о природных явлениях - о мире животных и растений - о предметном мире - о геометрических эталонах - о человеке В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
-
Старший дошкольный возраст
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:- о материалах -о природных явлениях - об агрегатных состояниях воды - о мире растений - о предметном мире - о геометрических эталонах В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.