Содержание
-
Психолого-педагогическое сопровождениекак одна из составляющих комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ компенсирующего вида
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 КВ» г.Пикалево Подготовил воспитатель Кузьмина Е.Н.
-
Дети с ОВЗ – это категория детей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ; нуждающихся в особенных условиях обучения и непрерывном их сопровождении людьми со специальным образованием.
-
«Психологическую сущность сопровождения процесса развития старших дошкольников с ОВЗ составляет особая социально-психологическая среда полифункционального детско-взрослого взаимодействия, построенная на принципах сопричастности, сотрудничества, содействия, обеспечения и поддержки в решении проблем инклюзивного дошкольного образования, которая и может являться основным условием эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в плане сохранения психологического здоровья всех субъектов взаимодействия, их полноценного развития и личностного роста.» С.Н.Сорокоумова
-
«Психолого - педагогическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ - это процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, дефектолога и воспитателей, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум их нормально развивающихся сверстников. Оно должно быть устремлено на овладение дошкольниками специальными знаниями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками». У.В.Ульенкова
-
Разработка инструментария сопровождения такого ребенка Успешная интеграция Определение организационно-технологических, содержательных основ Цель психологического сопровождения детей с ОВЗ Создание условий, при которых ребенок может осваивать процессы, связанные с социализацией Организация детской деятельности и создание специально созданной среды в ДОУ, представляющей собой единство всех участников образовательного процесса Создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребенка
-
Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей. Максимальное содействие обучению в ведущих видах деятельности. Содействие личностно-ориентированному пути становления ребенка. Подготовка детей к социальным ситуациям развития и взаимодействия. Поддержка кризисных особенностей возраста. Создание преемственности в деятельности дошкольного и школьного сопровождения. Вовлечение родителей в коррекционный процесс, в реализацию их воспитательного потенциала и улучшение социальной ситуации развития детей. Задачипсихолого - педагогического сопровождения:
-
Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми с ОВЗ дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений работы в ДОУ компенсирующего вида.
Задачами этой работы являются: Раннее выявление и включение детей с проблемами в развитии в детскую среду. Профилактика и коррекция различных отклонений в развитии. Создание условий для гармоничного личностного, психофизического и интеллектуального развития детей раннего возраста. Повышение родительской компетентности и профилактика нарушений детско-родительских отношений. Развитие общечеловеческих ценностей и принятие философии социальной инклюзии.
-
Результативность психологического сопровождения обеспечивается его содержательно-технологическим междисциплинарным подходом, предполагающим интеграцию педагогических и психологических технологий в процессе коррекционной работы.Таким результатом, подчеркивают разработчики, должна стать социализация детей. Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира.
Процесс сопровождения включает в себя: создание предметно-развивающей среды; материально-техническое оснащение; разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития; лечебно-восстановительную работу по направлениям; обязательное обучение родителей педагогическим приемам общения со свои ребенком и приемам развивающих занятий в домашних условиях.
-
Обучение воспитание развитие Коррекция нарушенных функций Социальная адаптация и интеграция в общество Оздоровительные и лечебно-восстановительные мероприятия Система работы по реализации психолого-педагогического сопровождения
-
Обучение, воспитание, развитие Реализация программ «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Стребелевой «Здоровье» (В.Г. Алямовская) технология М. Монтессори (сенсомоторика) Коррекционные методики Не противоречат основным направлениям образовательной работы по программам Совершенствуют содержание образования и обеспечивают его программно-методическими материалами. Е. О. Севастьянова «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет» И. Ярушина «Программа социально – психологической, коррекционно – развивающей работы с детьми» Ю. В. Останкова «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе»
-
Оздоровление и лечебно-восстановительные мероприятия Углубленный осмотр детей врачами-специалистами. Врачи невропатолог, офтальмолог и педиатр назначают индивидуальные курсы лечения: медикаментозный, витаминотерапию, физиотерапию Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия Использование средств лечебной физкультуры. Занимаясь на тренажерах, ребенок сам вырабатывает навык поддержания требуемого уровня напряжения мышц.
-
Коррекция нарушений в развитии ПМПК - координация деятельности всего коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка; - диагностика уровня психического развития детей; - индивидуальные и групповые занятия психолога и логопеда; - ведение индивидуальной психологической карты развития ребенка; - составление маршрута сопровождения ребенка; - консультативная психологическая помощь педагогам; - консультативная психологическая помощь родителям детей. Психолого - педагогическое сопровождение - это неотъемлемое звено системы сопровождения детей с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития
-
Социальная адаптация и интеграция в общество Представление о себе как о личности: Я знаю Я умею Я оцениваю Хороший уровень речевой активности Высокий уровень познавательной активности Развитые коммуникативные навыки Освоение социально-ролевого поведения Мыслительная активность: умение сравнивать, обобщать, анализировать
-
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе.
-
Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя Диагностика Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут Характеристика динамики развития ребёнка по разделам программы
-
Диагностика
общие сведения о ребёнке; анамнестические данные; психолого-педагогическое обследование, которое включает: внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица). исследование движений и действий (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, готовность руки к овладению письмом); состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление; изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления; состояние игровой деятельности; состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление); состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность); особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).
-
В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени (весь период воспитания и обучения в группе).
Вся коррекционная работа в ДОУ осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальной деятельности не имеет формальный характер. Рационально организованное взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ (непосредственными участниками образовательных отношений в дошкольной организации) повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. Повышение психологической культуры воспитателя — необходимая и важная составляющая психологизации образовательного процесса.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.