Содержание
-
Проектирование индивидуального маршрута развития ребенка с ЗПР
Учитель-дефектолог, логопед Дарья валерьевнабаширова Методическое объединение дефектологов 24.11.2017
-
воспитателям детского сада, логопедам, психологам, дефектологам Данный материал рекомендован
-
Индивидуальный образовательный маршрут- это …
…персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:• Интеллектуального;• Эмоционально-волевого;• Деятельностного;• Духовно-нравственного.
-
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
-
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
-
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
-
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
-
При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся на следующие принципы:
• Принцип опоры на обучаемость ребенка. • Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. • Принцип соблюдения интересов ребенка. • Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации). • Принцип непрерывности. • Принцип отказа от усредненного нормирования. • Принцип опоры на детскую субкультуру.
-
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)
-
Примерная программа составления индивидуального образовательного маршрута
-
Осуществление индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ.
1. Собирается информация о ребенке, его родителях, условиях жизни и др. 2. Изучаются особенности ребенка в период адаптации к условиям детского сада. 3. Анализ полученной информации и выбор индивидуального маршрута сопровождения. 4. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. 5. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Выбор дальнейшего пути.
-
Условия, удовлетворяющие «индивидуальные образовательные потребности»
определённые организационные формы обучения; определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО); содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий; индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут.
-
Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:
диагностику; индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут; характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
-
Индивидуальная карта развития ребенка
общие сведения о ребёнке. анамнестические данные психолого-педагогическое обследование, которое включает: внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица). исследование движений и действий (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев , готовность руки к овладению письмом). состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт). изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления. состояние игровой деятельности. состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность). особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).
-
Мы определили принципы построения индивидуального образовательного маршрута. Это-
Диагностика. Индивидуальный подбор педагогических технологий. Систематический контроль и корректировка. Наблюдение. Пошаговая фиксация.
-
Наметили цели работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:
-повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения, -индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков, -социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи. -коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, -направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.
-
Направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:
сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов; освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных); освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка; накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте; уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира; формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения; развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту; формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности; формирование элементов учебной деятельности; формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.
-
Лист контроля
игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.
-
Характеристика динамики развития ребёнка
положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень;0 относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика.
-
Основными средствами реализации предназначения образовательного учреждения являются:
· Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. · Реализация специализированных (коррекционных) программ дошкольного образования: Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Стребелевой,программа «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, программа «Здоровье» (В.Г. Алямовская), технология М. Монтессори (сенсомоторика), а так же используются коррекционные методики, которые не противоречат основным направлениям образовательной работы по вышеуказанным программам, совершенствуют содержание образования и обеспечивают его программно-методическими материалами. Процессы воспитания и обучения не противоречат друг другу, взаимодополняют и обогащают развитие ребенка. Реализуя каждый раздел программы, сохраняется общая тенденция преемственности в обучении и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.
-
Личностно-ориентированная образовательная среда, направленная на:
· Обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического образования, предусмотренного Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» · Освоение дошкольниками обязательного минимума содержания дошкольного образования. · Использование современных развивающих технологий, обеспечивающих качество образовательного процесса: проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии обучения. · Предоставление воспитанникам возможности реализовать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, коммуникативной, организаторской, трудовой в специально-организованных формах обучения и свободной деятельности, создание личностно-ориентированной образовательной среды. · Организация комплексного подхода к ребенку со стороны всех участников педагогического процесса. · Построение воспитательно-образовательной работы на основе психолого-медико-педагогической диагностики. · Обеспечение благоприятного психологического климата, развитие совершенствование предметно - развивающей среды.
-
Таким образом
Развивается мыслительная деятельность, что способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.