Содержание
-
Ты да я – вместе мы семья!(проект предназначен для матерей и детей)
КОРРЕКЦИОННО – Развивающий Проект по сопровождению неполных материнских семей Составитель: Третьякова Наталья Юрьевна, воспитатель, первая квалификационная категория
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОекта
Актуальность проекта В условиях современного мира, семья как социальный институт является основным, начальным звеном формирования и развития личности, где человек получает минимальные социальные знания, умения, навыки, необходимые ему для успешной социализации. Прежде всего, речь идёт о полной семье. Один из признаков нашего времени – появление большого числа детей, растущих без отца. В современном обществе неполная материнская семья уже давно перестала считаться феноменом, чем-то отличающимся от нормы. Однако в настоящее время очень остро стоит вопрос и проблема неполной материнской семьи: как вырастить из ребёнка духовно-богатую и творчески-активную личность, затрачивая при этом усилия одного родителя. Материнская семья является наиболее распространённым типом неполной семьи. Существует три типа неполных семей: когда один родитель ушёл, а оставшийся не вступил в повторный брак; одинокий человек официально усыновил (удочерил) ребёнка; незамужняя женщина одна воспитывает сына или дочь.
-
Неполная материнская семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребёнка, смерти одного из родителей или их раздельного проживания. В связи с этим различают следующие основные типы неполных материнских семей: осиротевшая, внебрачная, разведённая, распавшаяся. Работой над данной проблемой занимались как российские, так и зарубежные учёные: Ю.П. Азаров, А.Г. Волков, Матейчек З., Э.Г. Эйдемиллер. Учёные в своих трудах рассматривают различные подходы к проблемам и особенностям неполных материнских семей. Поэтому, в настоящее время как никогда важно выявить проблемы неполной материнской семьи, продумать пути их решения, определить основные направления и специфику работы с неполными материнскими семьями, для того чтобы оказать психолого-педагогическую помощь семье, помочь детям из рассматриваемой категории семей успешно социализироваться в общество. Таким образом, очень важно изучать подобные семьи, выявлять основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются одинокие матери, воспитывающие детей.
-
Цель и задачи проекта
Цель – оказание психолого-педагогической помощи неполным материнским семьям Задачи: изучение и диагностика характера семейного взаимоотношения в неполной материнской семье; социально – педагогическая защита неполной материнской семьи и личности; психолого-педагогическое просвещение матерей; обобщение и распространение опыта семейного воспитания; формирование адекватной самооценки у ребенка из неполной семьи.
-
Назначение проекта Проект предназначен для оказания психолого-педагогической помощи неполным материнским семьям. Характеристика контингента Проект охватывает семьи, в которых одна мать воспитывает ребенка. В основу проектирования целей и содержания проекта положены следующие принципы: Общенаучные принципы: интеграция и согласованность действий, вариативность, непрерывность и системность, структурность, спиральность, рефлексия. 2) Непосредственно принципы комплексного сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, непрерывность сопровождения, стремление к автономизации. 3) Принципы социального консультирования: профессионализм и компетентность, доверительность, конфиденциальность, результативность, системность, уважение личности. Наиболее эффективными способами работы с семьями являются следующие методы: круглый стол, игровые приемы и упражнения, индивидуальные консультации, тренинги, наблюдение.
-
Критерии и показатели эффективности проЕКТА:
формирование активной позиции матерей; повышение психолого-педагогической грамотности матерей; участие матерей в учебно-воспитательном процессе; снижение уровня конфликтности в семье, «мирное» разрешение проблем между матерью и ребенком; устойчивость в поведении и адекватная самооценка у детей.
-
Условия реализации ПроЕКТА
установление контакта с неполной материнской семьей; оказание квалифицированной помощи другими специалистами; взаимодействие специалистов различного профиля образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение неполных материнских семей; профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними социальными институтами: служба занятости, органы здравоохранения, органы социальной защиты населения; наличие материально – технической базы в образовательной организации; создание информационной образовательной среды. Сроки реализации проекта: сентябрь-май
-
Реализация данного проекта для семей: матери смогут сами находить пути решения проблемы, применять полученные знания, умения и навыки в воспитании своих детей, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. Реализация данного проекта для специалистов: повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение матерей.
-
Основные этапы работы
Подготовительный этап 1) Формирование команды специалистов, обеспечивающих реализацию программы; Выявление неполных материнских семей; Разработка и согласование программы занятий на год; Подготовка оборудования и материалов.
-
Основной этап Диагностика неполных материнских семей Реализация программы по направлениям: Диагностическое направление: изучение особенностей функционирования неполной материнской семьи и степени влияния микросреды на членов семьи с помощью диагностики, анкетирования. Организационно-коммуникативное направление: психолого-педагогическое просвещение одиноких родителей, организация общения родителей и детей с помощью круглых столов, тренингов, презентаций книг, викторины. Профилактическое направление: предотвращение различного рода проблем, возникающих в неполной материнской семье с помощью беседы, индивидуальных консультаций, просмотр фильма, наглядной агитации. Правозащитное направление: консультирование неполных материнских семей в вопросах защиты их прав, свобод, социальных гарантий, отстаивание интересов одиноких родителей и детей с помощью лекций, правового и индивидуального консультирования, наглядной агитации. Организаторское направление: обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности с помощью конкурсов, праздников, выставки, игр, чаепитий, похода. Взаимодействие с другими специалистами и социальными институтами: психолог, логопед, социальный педагог, работники ОСЗН, центра занятости, педагоги дополнительного образования, родители.
-
Заключительный этап: анализ и обработка данных реализации проекта; соотношение результатов с целью и задачами проекта; корректировка проекта с целью повышения качества выполнения.
-
Методическое сопровождение проекта
Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.–М.:Класс, 2003. – 336 с. Асташина И. Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет.-Ростов н/Д: Владис, 2008.-416c. Баркан А. Большая книга о воспитании детей.-М.:АСТ,2000.-670с. Безруких М.М. Родитель и учитель: Как понять друг друга и помочь ребенку.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.-200с. Воробьева У.Т. Счастливый ребенок деловой мамы.-Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2011.-200с. Ган М. П. Я сама: В помощь неполной семье. – М.:Комментарий, 2003.– 45 с. Гусева Ю.Е. Нежные мальчики, сильные девочки.-СПб.-Вектор, 2015.-192с. Дрейкурс Р., Золц В. Манифест счастливого детства:Основные идеи разумного воспитания.-Екатеринбург:РамаПаблишинг, 2011.-296с. Евдокимова Л.М. Большие заботы маленького школьника.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2012.-256с. Журавлев Д. Неполные семьи: как помочь детям? // Народное образование.–2006. –№ 1.–С. 211-218.
-
Коррекционно – развивающий проект по сопровождению неполных материнских семей «Ты да я – вместе мы семья!»
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.