Содержание
-
«Коррекция межличностных отношений младших школьников с ОВЗ методом песочной терапии».
-
Актуальность Проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Использование в коррекционной работе арт - терапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении.
-
Проблема исследования:пути и условия формирования межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта методом песочной терапии Цель: изучение возможности песочной терапии как средства коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта. Объект исследования: межличностные отношения у детей с нарушением интеллекта Предмет исследования:песочная терапия как метод в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта.
-
Задачи исследования: изучить особенности формирования личности младших школьников с нарушениями интеллекта; изучить особенности межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта; проанализировать особенности психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у младших школьников в современных исследованиях; выявить особенности использования песочной терапии в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта в условиях ГОУ РК «С(к)ШИ№7» г. Воркуты; проанализировать принципы, формы и методы песочной терапии как средства коррекции. апробировать коррекционные занятия по песочной терапии
-
Методы исследования определялись в соответствии с целью, и задачами работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; ряд комплексных теоретических и эмпирических методов таких как: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности База исследования ГОУ РК «С(к)ШИ№7» г. Воркуты, 1 класс.
-
Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников. Песок оказывает сильное влияние созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий . В контексте сказкотерапии мы рассматриваем песочницу, как : среду для создания сказок и мифов. посредника в установлении контакта с группой. Особенно в ситуациях, когда начинающий психолог не знает, с чего начать, как установить контакт, он может предложить вместе построить в песочнице сказочную страну. играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, дети, независимо от возраста, чувствуют себя настоящими волшебниками. Ибо создается мир, подвластный им, герои играют роли, какие они захотят, события приходят к развязке, которая им необходима. игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок.
-
песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого. Причем главное в процессе постижения — это не когнитивный анализ символизма и расположения фигурок, а интуитивно-эмоциональное ощущение, которое возникает у специалиста, наблюдая за межличностными отношениями в группе в процессе деятельности и построенной композиции в песочнице. сказочная инструкция, наделяющая группу детей ролями «Волшебников», позволяет не только перенести в песочницу эмоциональное состояние каждого ребенка, но и найти созидательные пути его изменения. Феномены: Наличие внутренних конфликтов. Уровень и направленность агрессии. Конфликты со значимыми близкими заметны из контекста песочной истории. Способы преодоления трудностей.
-
Основы организации песочной терапии Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Общие принципы взаимодействия с младшими школьниками Принцип комфортной среды Принцип безусловного принятия Принцип доступности информации Принцип конкретизации Принцип объективизации Принцип ориентации на потенциальный ресурс школьников Принцип интегрированности в социальную среду Дополнительные принципы песочной терапии Оживотворение абстрактных символов Реальное «проживание» Осмысление опыта и ситуации Обмен в песочной игре
-
Оборудование для проведения песочной терапии.
-
Коллекция миниатюрных фигурок
-
Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников с ОВЗ.
-
Психологический климат классного коллектива» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева.) Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям – эмоциональному, моральному и деловому. Игра - тест «Альпинист»Методика наглядно определяет степень сплоченности / разобщенности класса.Наблюдение.Психолог применила методику « Психологический климат в коллективе глазами педагога».
Методики исследования состояния межличностных отношений в группе младших школьников ГОУ РК «С(к)ШИ№7» г. Воркуты (организация исследования, результаты)
-
Анализ результатов первичного исследования.
Таблица I Психологический климат классного коллектива (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриев.) Вычисляем средний балл группы: X = ( A+B+C)/ 3 П; где А, В, С- бальные оценки по вопросам. П - число испытуемых. Х =(9+10+8+9+9+8+5+9):(3х8) = 2,8 Вывод: показатель психологического климата в классе низкий.
-
Таблица II Игра-тест "Альпинист". 44:8=5,5 Результат: Вывод: соответствующая отметка, говорит о низком уровне сплоченности класса.
-
Песочные игровые терапевтические занятия, направленные на повышение межличностного взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта. Структура занятия: 1. Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок); 2. Знакомство с правилами игр на песке; 3. Формулировка темы занятия, инструкции к играм; 4. Содержание занятия; 5. Итог занятия, ритуал выхода. Методы и приёмы: § Дискуссии § Беседы § Игры – коммуникации § Проективные игры § Познавательные игры § Рисование цветным песком § Элементы сказкотерапии § Музыкальное сопровождение
-
Таблица III Было проведено повторное изучение психологического климата классного коллектива (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева.) Вычисляем средний балл группы: X = ( A+B+C)/ 3 П; где А, В, С- бальные оценки по вопросам. П - число испытуемых. Х =(10+15+10+12+15+15+10+15):(3х8) = 4.2 Вывод: показатель психологического климата в классе выше среднего.
-
Таблица IV Игра-тест "Альпинист". Результат: 74:8=9,2 Вывод: соответствующая отметка, говорит о высоком уровне сплоченности класса.
-
Вывод: 1. В ходе исследования получен и систематизирован большой объем данных, характеризующих межличностные отношения в коллективе младших школьников, имеющих интеллектуальное недоразвитие.2. Установлены особенности и закономерности межличностных отношений детей с интеллектуальным недоразвитием.3. Апробированы занятия по песочной терапии для учащихся с ОВЗ.4. Проведенные нами исследования имеют положительную динамику, что подтверждает значимость метода песочной терапии в коррекции межличностных отношений младших школьников с ОВЗ.
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.