Презентация на тему "Брошюра "Песочная терапия, как средство развития коррекции речи детей дошкольного возраста""

Презентация: Брошюра "Песочная терапия, как средство развития коррекции речи детей дошкольного возраста"
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Брошюра "Песочная терапия, как средство развития коррекции речи детей дошкольного возраста"" по физкультуре. Состоит из 24 слайдов. Размер файла 0.78 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Брошюра "Песочная терапия, как средство развития коррекции речи детей дошкольного возраста"
    Слайд 1

    Песочная терапия, как средство развития коррекции речи детей Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка - детский сад «Родничок» ПОДГОТОВИЛА: Белослудцева Е.В. с. Новая Заимка, 2015г.

  • Слайд 2

    Белослудцева Е.В. Консультация для воспитателей и родителей, логопедов, посвященная развитию коррекции речи у детей дошкольного возраста, посредством использования песочной терапии. Составитель: Белослудцева Е.В. воспитатель АУ ДО МО ЗГО «Центр развития ребенка - детский сад «Родничок». Данная брошюра содержит материал адресованный воспитателям и родителям.

  • Слайд 3

    Содержание 1. «Волшебный мир песка»…………………………............. 42. Рекомендации по использованию песочной терапии в деятельности с детьми…………………………………..63.Игры с песком (практический материал)………………………………17

  • Слайд 4

    «Человек, строящий свой домна одном сердце, строит его на огнедышащей горе.Люди, основывающие все благо своей жизни на семейной жизни, строят дом на песке» А. И. Герцен

  • Слайд 5

    1. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ПЕСКА» Сама структура песка – он состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, на коррекцию зрения, развивается «мануальный интеллект ребенка». Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект. На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым. Особенно важен в данном контексте древний принцип «не навреди».

  • Слайд 6

    2. «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ» Пескотерапия (sand – play) – игра с песком, как способ развития ребенка.Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто, словами не может высказать свои переживания, эмоции, чувства, тревоги и страхи. И тут нам на помощь нам приходит песок…Так же песочную терапию можно использовать при коррекции познавательных процессов, осязательно – кинетических ощущений, развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.Игры с песком разнообразны:- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;- познавательные игры дают детям возможность узнать о многообразии окружающего мира.Игры с песком:1. развивают тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;2. снимают мышечную напряженность; 3. помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде;

  • Слайд 7

    4. стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;5. позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью;6. развивают творческие действия, приводят к успешному результату;7. совершенствуют зрительно – пространственную ориентировку, речевые возможности;8. способствуют расширению словарного запаса;9. помогают освоить навыки звуко – слогового анализа и синтеза;10. позволяют развивать фонематический слух и восприятие;11. способствуют развитию связной речи и лексико – грамматических представлений;12. помогают изучать буквы, навыки чтения и письма.Для организации игр с песком необходимо иметь большой набор миниатюрных предметов и игрушек, приближенных к реальным предметам, людям и животному миру:• люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе;• наземные животные;• летающие животные;• обитатели водного мира; • жилища с мебелью;• деревья и другие растения;• объекты небесного пространства • транспортные средства;• естественные природные предметы (камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

    • персонажи мультфильмов и сказок.

  • Слайд 8

    Так же очень эффективно в своей практике использовать рисование на цветном песке. Этот метод имеет много положительных моментов в работе специалистов (психолога, учителя - логопеда): 1. высокий интерес ребенка к изучаемому материалу;2. многостороннее развитие, начиная с младшего дошкольного возраста;3. развитию усидчивости, мелкой моторики, творческих и художественных способностей, вниманию и памяти;4. процесс рисования этим материалом очень прост и приятен;5. ребенок учится различать цвета, оттенки, принимать композиционные речения, у него появляется чувство вкуса.Выделяют пять шагов организации игрового процесса с песком:Первый шаг — демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно?

  • Слайд 9

    Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».Второй шаг — демонстрация коллекции фигурок При этом мы говорим детям следующее. «Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки» .Третий шаг — знакомство с правилами игр на песке.Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются , проигрываются

  • Слайд 10

    Четвертый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия .Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки.Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят .Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода.Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила: - Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины.

  • Слайд 11

    - Искренняя заинтересованность. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный, открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в этом мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. - Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи ребенку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.Педагогам следует не забывать и о работе со взрослыми. На собраниях с родителями можно проводить семинары, посвященные формам и методам развития речи дошкольников используя методику песочной терапии. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома — развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки...

  • Слайд 12

    Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативнуюоценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.Цели занятий (соответственно предмету):1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.2.        Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.3.        Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.4.        Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.

  • Слайд 13

    5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.7. Снижение психофизического напряжения.8. Актуализация эмоций. Работать с песочницей можно начать сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты. Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения. Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

  • Слайд 14

    -- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они? Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Предварительно ребенку завязывают глаза. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.

  • Слайд 15

    На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха:- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся вначале, середине, конце слова. Если обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и т.д. и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее Почетными Гостями. Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку «Феи Ударения» и «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

  • Слайд 16

    Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трехсложные. Для развития навыка дифференциации звуков мы используем игру «Кто быстрее?» Песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом они ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы. Нравится детям игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

  • Слайд 17

    3. «ИГРЫ С ПЕСКОМ»Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи. «Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. «Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение. «Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.«Секрет» В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.«Добрый великан» Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

  • Слайд 18

    «Буря» Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю». Словарная работа«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку. «Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей. Артикуляционные упражнения.«ЛОШАДКА» Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.«ИНДЮКИ» Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.«КАЧЕЛИ» Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.«ЧАСИКИ» Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

  • Слайд 19

    Совершенствование грамматического строя речи«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. «Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).Развитие фонематических представленийИгра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук. 

  • Слайд 20

    «Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий). Формирование слоговой структуры слова«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.Развитие связной речи«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

  • Слайд 21

    «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.Обучение грамоте«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями. Развитие мелкой моторики«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.Упражнение «Необыкновенные следы»: «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;     

  • Слайд 22

    «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;«Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.«СИЛЬНЫЙ МОТОР»Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.«ГОРОЧКА»Набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.«ДОРОЖКА»Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.. 

  • Слайд 23

    «СОВПАДЕНИЕ»Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.«СПРЯЧЬ РУЧКИ»Прятать руки в песок, услышав заданный звук.«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ»Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.«ДВА ГОРОДА»Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы."МОЙ ГОРОД".Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях. 

  • Слайд 24

    «В ладошки наши посмотри - мудрее стали ведь они!Спасибо, милый наш песок,ты всем нам подрасти помог! » 

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке