Содержание
-
Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Подготовила: педагог-психолог МАОУ СОШ № 3 ГОЩ Пашникова Евгения Александровна
-
Цель песочной терапии - создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми, посредством технологии песочная терапия. Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода: во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно. во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта". в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.
-
Задачи песочной терапии:
Занятия с песком многофункциональны, может решать сразу несколько задач, таких как: 1) стабилизация эмоционального состояния детей; 2) развитие познавательных способностей детей; 3) развитие сенсорного восприятия; 4) развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности; 5) развитие навыков ориентировки в малом пространстве; 6) развитие речи, фонематического слуха; 7) обучение навыкам письма и чтения; 8) повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки; 9) развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других); 10) создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.
-
Противопоказания:
Эпилептические припадки Психиатрические заболевания Повышенная тревожность Аллергические реакции Болезни верхних и нижних дыхательных путей Заболевания кожи и травмы кистей рук
-
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:• люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных). Позы должны быть как динамические, так и статические;• наземные животные (домашние, дикие, доисторические);• летающие животные (дикие, домашние, доисторические); обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
-
жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола); деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.); транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства,объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки); аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр); естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр).
-
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке: Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры; фантастические и исторические, игры-экскурсии по городу. Проективные игры: проективные можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребѐнка. Ребѐнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку. Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х человек, и более, в зависимости от размера песочницы.
-
Выделяют 5 шагов организации игрового процесса:
Первый шаг - демонстрация песочницы Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода
-
Упражнение «Знакомство»
Педагог тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому столу, проводит по нему пальцем, показывает ребенку получившуюся яркую контрастную линию и просит его самостоятельно провести несколько хаотичных линий. Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки), узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр. Педагог показывает детям, что на световом столе можно рисовать кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Интересные изображения получаются при одновременном использовании нескольких пальцев, если рисовать симметрично двумя руками. Детали изображения прорисовываются при отсечении лишнего или насыпании песка из кулака
-
Упражнения на формирование слоговой структуры слова:
1. «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. 2. «Исправь ошибку» - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок и показывает картинку. Ребенок анализирует количество слогов в слове, изображённом на картинке, и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску. 3. «Раздели слово на слоги» - ребенок печатает буквами магнитной азбуки на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги. 4. «Художник» - педагог произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове. 5. «Построй ступеньки» - педагог на песке располагает домики с одним, двумя и тремя окнами. Далее педагог предлагает детям разложить картинки по следующему принципу: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.
-
Упражнения на Совершенствование грамматического строя речи:
1. «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Педагог просит ребенка запомнить картинки, расположенные на песке, а затем прячет часть картинок в песок и просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине. 2. «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
-
Упражнения на развитие пространственной ориентации:
Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг
-
Упражнения на развитие зрительного восприятия:
1. Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета 2. Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке 3. Найти из разложенных на песке предметов одинаковые 4. Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух. 5. Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению 6. Предложить выполнить такое задание :проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.
-
Развитие элементарных математических представлений:
1. повторение цифр и счет. Здесь ребенок может под диктовку учителя написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала 2. закрепление знаний изученных геометрических форм. 3. При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету 4. Изучение и актуализация знаний мер длины : длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т.д. Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую. 5. Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.
-
Развитие диафрагмального дыхания:
● «Выровняй дорогу» От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение. ● «Помоги зайцу» В песке углубления – «следы» зайца. Предлагаю «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила. ● «Секрет» В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка предлагаю ребенку обнаружить спрятанное. ● «Добрый великан» Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй предлагаю ребенку разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
-
Развитие связной речи
● «Найди и опиши игрушку» Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок). ● «Две игрушки» Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках. ● «Нарисуй и расскажи» Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом). ● «Покажи сказку» Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или взрослого) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
-
Анализ слова и предложения:
● «Начерти на песке» Мною чертятся на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Мною произносится предложение, а дети чертят соответствующую схему. ● «Напиши на песке» Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает (или логопед пишет, а ребенок читает.) Предлагаю детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК). Пишу на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.
-
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты: происходит коррекция всех средств речи и ее основных функций; у детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве; совершенствуются навыки коммуникации; закрепятся представления об окружающем мире; дети научатся «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.