Содержание
-
Логопедические игралки-обучалки( опыт работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР (общим недоразвитием речи) с использованием авторских логопедических пособий)
-
учитель –логопед высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 компенсирующего вида» города Пикалево Бокситогорского района Ленинградской области Сумерина Лариса Юрьевна
-
Моё педагогическое кредо
«От милосердия – к педагогике, от коррекции – к коммуникации, от традиций – к инновациям!»
-
Условия педагогической деятельности Мои воспитанники – это дошкольники, посещающие группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющие множественные сопутствующие диагнозы. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Поэтому необходим экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков. Одним из таких способов является методмнемотехники и метод наглядного моделирования
-
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д.Ушинский Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
-
Использование авторских логопедических пособий позволяет: активизировать интерес детей к занятиям; символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми; применение графической аналогии учит детей видеть главное, помогает систематизировать полученные знания; при формировании правильного произношения развивается память, мышление, воображение, внимание, так как именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
-
Использование авторской логопедической игрушки (разговорчивой обезьянки Фимы) позволяет ребёнку четко представить работу артикуляционного аппарата и быстро выучить комплекс артикуляционной гимнастики Эти моменты создают на занятиях положительный эмоциональный настрой, что способствует закреплению материала
-
-
Формирование первичных произносительных умений и навыков. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков. Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию не произносимого звука.
-
Использование авторского логопедического пособия «Разговорчивые язычки» на занятии по автоматизации звуков. Цель: уточнение положения органов артикуляции.
-
Использование авторских мнемотаблиц звуков на занятиях Мнемотаблицы служат наглядной опорой, позволяющей быстро и правильно запомнить артикуляцию звука. Цель: формируют у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствующей его характеристике. Для постановки основных звуков к каждому занятию мною разработаны мнемотаблицы. Ниже представлена мнемотаблица для артикуляции звука «ш».
-
-
Закрепление звука в слогах Уточняем положение артикуляционных органов при произношении гласных звуков и каждый звук изображается с помощью ротика (артикулемы). Постепенно все знания о гласных звуках объединяются в мнемосхему, с опорой на которую формируется понятие о гласных звуках. С детьми заучивается стихотворение о гласных звуках, а запомнить его помогает авторская мнемосхема. Дети с помощью этой схемы очень быстро узнают и запоминают гласные звуки.
-
«Гласные звуки петь мы рады, нет во рту для них преграды. А, О, У, И,Э,Ы – их запомним мы»
-
Работа над гласными звуками идёт параллельно с работой над постановкой нарушенного согласного звука. Это необходимо для соединения неречевых символов гласных звуков и согласных. Для автоматизации звука в слогах в самостоятельной речи использую моё авторское пособие «Волшебный сад».
-
Далее в логопедической работе идёт закрепление звука в словах и предложениях, отработка лексико-грамматических категорий. Для этого используется моё авторское пособие «Чудесная лестница». Мобильность данного пособия и разнообразие картинного материала, игр, новые сверх задачи позволяют поддерживать интерес ребёнка к занятиям на высоком уровне, проводить автоматизацию нового звука в самостоятельной речи.
-
Введение нового звука в активное пользование в слогах и словах очень эфффективно осуществлять используя логопедические чистоговорки. Все символы и схемы должны быть хорошо знакомы детям. На начальном этапе работы я использую неречевые символы звуков и опорные предметные картинки. Сначала рассматривается схема чистоговорки, уточняется её содержание, количество повторений. Я даю детям образец, а возможные варианты концовки мы обсуждаем совместно с ребенком. Са са са оса Сы сы сы бусы
-
Развитие у детей рефлексии. Работа с авторским пособием «Озеро настроения». (воспитанники могут оценить своё отношение к занятию, результат своей работы)
-
Работа с логопедическим пособием для развития звукового анализа «Домики для звуков»
-
В результате планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральными государственными требованиями в условиях коррекционно-развивающего пространства мы добиваемся создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка. Интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей. Метод мнемотехники и моделирования можно и нужно использовать в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР, как эффективное средство коррекции звукопроизношения. Учитывая положительные результаты моей деятельности предполагаю в перспективе создание учебно – методического комплекса для педагогов дошкольных учреждений по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжёлыми речевыми нарушениями с использованием метода мнемотехники.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Все представленные фотоматериалы использованы с согласия родителей
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.