Содержание
-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА МЦЕНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 11»
«Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей» Воспитатель: высшей квалификационной категории Осипова Вероника Владимировна Мценск, 2017
-
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”
-
Цель опыта работы:
Развитие речи детей по средствам мнемотаблиц
-
Задачи опыта работы
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения, описательные рассказы, стихотворения; Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) ; Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды); Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.; Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказка
-
Актуальность опыта работы :
1. Не сформированность грамматического строя речи 2. Недостаточный словарный запас 3. Бедная диалогическая речь 4. Неспособность построить монолог 5. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов 6. Плохая дикция 7. Большой поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно.
-
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
Наглядность План высказывания
-
Проблема опыта работы:
необходимость совершенствование современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники.
-
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
-
Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
структуру рассказа последовательность рассказа лексико-грамматическую наполняемость рассказа
-
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение
-
Актуальность применения мнемотехники в работе с дошкольниками
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью; Применение мнемотехники , использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы
-
Данная технология имеет: Теоретическую основу. Она базируется на представление о сложной и активной природе процессов запоминания. Формирует воображение, способность сохранять в памяти поступившую информацию; Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память. Использование мнемотехники позволяет: активизировать интерес детей к занятиям; символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми; применение графической аналогии учит детей видеть главное, помогает систематизировать полученные знания; при формировании правильного произношения развивается память, мышление, воображение, внимание, так как именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
-
Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок Отгадывание загадок Опорные таблицы в других видах деятельности
-
-
-
-
-
Варианты мнемотаблиц:
-
Этапы работы в мнемотехники:
1. Рассматривание таблицы( квадратов, дорожек) и разбор того, что на ней изображено 2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания. 4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах) 5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
-
Требования к изготовлению моделей:
модель должна отображать обобщённый образ предмета раскрывать существенное в объекте замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
-
Мониторинг уровня развития речи детей дошкольного возраста:
Диагностика педагогического процесса по ФГОС ( Н. В. Верещагина) Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
-
Результаты мониторинга
СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПО ОБЩЕГРУППОВОМУ ПАРАМЕТРУ( Н. В. Верещагина) УРОВНИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ (Ушакова О.С, Струнина Е.М.) 2016-2017 образ. год 2017-2018 обр. год
-
Транслирование опыта работы в педагогических сообществах
-
Работа с родителями
-
Список используемой литературы: Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000. Диагностика педагогического процесса по ФГОС ( Н. В. Верещагина) Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984. Сеть -интернет
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.