Содержание
-
Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции
Подготовила: учитель-логопед высшей категории Бородулина Елена Викторовна
-
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Но это возникает из-за непонимания того факта, что дети большее время проводят с родителями.
-
Родители должны знать, когда в норме возникают правильно произносимые звуки
-
Группы звуков, которые обычно нарушаются у детей дошкольного возраста: свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ шипящие - Ш, Ж аффрикаты – Ц, Ч, Щ сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ
-
Различают три формы нарушения звуков: искаженное произношение звука (например – горловой звук Р) отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова) замена одного звука другим (колова)
-
Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения звуков: полное неумение произнести звук правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т,е, недостаточная автоматизация звука смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков.
-
Родители должны знать, что стойкие формы дефектов произношения, различные формы недоразвития речи не исправляются с возрастом. Исправление искажений произношения звуков и выработка правильного произношения требуют систематической и напряженной логопедической работы
-
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
-
Коррекция нарушений звукопроизношения проводится в несколько этапов. 1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка); развитие правильного физиологического и речевого дыхания; развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи). Задача родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного аппарата.
-
2. Постановка звука. Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов. Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков в домашних условиях.
-
3. Автоматизация поставленных звуков – один из самых длительных и сложных этапов. Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно.
-
Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала: автоматизация звука в слогах; автоматизация в словах; автоматизация в специально подобранных фразах; автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым звуком; автоматизация в обычной разговорной речи.
-
На этапе автоматизации помощь родителей ребенку просто неоценима. Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный учителем-логопедом. Содержание его наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала, поставленный звук необходимо произносить утрировано, т.е., более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению.
-
Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.
-
Уважаемые родители! Подготовьте ребенка психологически. Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук ("нажимал" на этот звук) в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами. Если у ребёнка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание ещё раз.
-
Каждому ребёнку необходимо разное время для овладения правильным произношением. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход. Будьте терпеливы с ребёнком, внимательны к нему во время занятий, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи ребенка, хвалить за достигнутые результаты.
-
Успехов и правильной речи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.