Содержание
-
Содержание деятельности учителя-дефектолога
реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое.
-
Диагностическое направление.
Является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.
-
Диагностическое направление работы включает в себя:
первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка. Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
-
В обследовании детей с ОВЗ учителем-дефектологом выделяются два аспекта:
психологический и педагогический. психологический аспект - основание для квалификации школьных трудностей ребенка и определения соответствия уровня актуального развития его учебным достижениям. Он включает в себя изучение уровня умственного, речевого и моторного развития учащегося, особенностей гнозиса и праксиса, межанализаторного взаимодействия, пространственно-временных представлений, характера произвольной деятельности школьника.
-
Цель педагогического обследования
выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка, анализ письменных работ (качественная характеристика ошибок), наблюдение за учащимися в учебной фронтальной деятельности и по необходимости дополнительное изучение сформированности школьных умений и навыков.
-
Первичная диагностика
Цель - определение уровня актуального и «ЗБР» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1-15 сентября). По его результатам происходит: распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия. Дефектологом оформляется протокол обследования, дефектологическое представление на учащегося.
-
Динамическое изучение учащихся
Цель - отслеживание динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных состояний нарушения развития, выявление детей, не подлежащих обучению в общеобразовательной школе даже на интегрированной форме обучения. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь – май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. Динамическое изучение также включает в себя сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.)
-
Этапная диагностика.
для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития ребенка.
-
Текущая диагностика
направлена на обследование учащихся массовых классов школы по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Временных рамок этот этап не имеет, обследование проводится на протяжении учебного года по мере необходимости.
-
Коррекционное направление работы
система коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с ЗПР в динамике образовательного процесса. Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в типовом классном журнале.
-
Основные направлениякоррекционно-развивающей работы
сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления); формирование УУД, нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готовность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
-
Особенность проведения коррекционных занятий
использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом. Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5–9 классов – с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения (выраженная форма ЗПР ЦОГ) нуждаются в продолжении коррекционной работы. Приемы: рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.
-
Аналитическое направление
проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов. Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает: 1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга; 2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
-
3) обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок; 4) профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика; 5) взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого‑медико‑педагогического консилиума.
-
Консультативно - просветительское и профилактическое направление
оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития. Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические родительские собрания, выступления на методических объединениях педагогов.
-
Организационно-методическое направление
подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ПМПК города, округа для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения. При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.
-
Рекомендуемая документация учителя-дефектолога включает:
1. Протокол первичного обследования учащегося. 2. Журнал учета обследуемых учащихся. 3. Карта динамического развития ребенка: 3.1 Протокол обследования. 3.2 Дефектологическое представление на учащегося. 3.3 Лист наблюдений за учащимся. (Отражает этапы и результативность коррекционной работы, динамику занятий). 4. Список учащихся, зачисленных на занятия учителя-дефектолога. 5. Состав групп. 6. Журнал посещаемости занятий. 7. Рабочая программа по коррекционному курсу ……. (перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению)). 8. Рабочая программа индивидуальной работы с ребенком. 9. Журнал движения ребенка. 10. Расписание коррекционных занятий, утвержденное завучем. 11. График работы специалиста. 12. Журнал консультаций. 13. Планирование работы на год. 14. Годовой отчет.
-
Вне зависимости от характера психологических трудностей человека (в любом возрасте) проблемы возникают потрем главным причинам.
У человека не сформирована или плохо функционирует произвольная саморегуляция.Он не в состоянии: а) самостоятельно сформулировать, чего он хочет; б) разработать последовательную программу собственного поведения; в) рассортировать по важности его цели; г) выбрать подходящие средства для их достижения; д) сосредоточиться хоть на несколько минут; е) увидеть и исправить собственные ошибки; ж) сопоставить полученный результат с тем, о котором мечтал, и т. д.
-
У человека нарушен или неуравновешен, постоянно сбивается психосоматический баланс.
Он быстро истощается, у него искажены основные ритмы организма (например, сон—бодрствование) и постоянны микросимптомы со стороны различных систем организма: метеозависимость и аллергические реакции, повышение мышечного тонуса и разнообразные ЛОР-проблемы, проблемы ЖКТ и т. п. У него наблюдается чрезмерность аффективных реакций и их неуравновешенность. У него недостаточно хорошо отлажены психофизиологические основы психической деятельности: движение глаз и их фокусировка на нужной строчке; плавность двигательной мелодии и содружественная работа рук, языка и глаз (непременное условие, например, письма).
-
У него недостаточно сформирован базовый познавательный репертуар.
Например, сужен объем и избирательность восприятия (тактильного, зрительного или слухового) и памяти. Страдает фонетико-фонематический анализ и синтез. Дефицитарныпространственные представления и алгоритмы мышления. Любой из этих признаков приведет к несостоятельности целого спектра психических функций и поведения в целом
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.