Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 6 г. Слюдянки»
Мастер – класс «Использование ментальных карт в работе с дошкольниками» Выполнили воспитатели: Зарубина Зоя ВладимировнаБобешко Татьяна Валерьевна
-
Здравствуйте уважаемые коллеги. Нас зовут Татьяна Валерьевна Бобешко и Зоя Владимировна Зарубина. Мы хотим вам предоставить мастер класс «Ментальные карты (Мыслительные карты) как средство речевого развития»
-
Что такое ментальная карта? Ментальная карта, или карты мышления (mind-maps)–это: отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. графический способ представления информации. наглядный,графический инструмент мышления. уникальный и простой метод запоминания информации . Ментальная карта —это техника представления любого процесса,события, мысли или идеи в систематизированной визуальной форме. Варианты названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «картапамяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма», «схема мышления», «мыслительная карта».
-
Изучая литературу и интернет- ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, мы обратили внимание на методику составления мыслительных карт.
-
Цель мастер-класса : передача опыта использования метода мыслительных карт как средство речевого развития дошкольников. Что такое мыслительные карты? Это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Метод мыслительных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
-
Немного истории Метод мыслительной карты был создан американским ученым, бизнесменом Тони Бьюзеном, а в мир дошкольный пришел благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
-
Уникальность этого метода в том, что он одновременно включает в себя работу и правого и левого полушария головного мозга, тем самым, позволяя в полной мере использовать наш потенциал. Возможно, кто – то возразит: «Схемами пользовались всегда». Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.
-
Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, а именно в развитии речи детей? Валентина Михайловна Акименко предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребёнка, придумывать предложения и рассказы. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
-
Суть ментальных карт заключается в том что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Для этого можно использовать не только слова, но и рисунки, картинки. Для создания карт используются только цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Каждая главная ветвь (ассоциация) имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. При работе с младшими дошкольниками необходимо использовать рисунки, картинки, достаточно использовать ветви второго порядка. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки). В старшем дошкольном возрасте можно записывать слова (предпосылки грамотности).
-
В составлении карт могут участвовать : - педагог (он может составлять карту по теме занятия. При этом ребёнок в ходе исследования- беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ. -педагог в совместном взаимодействии с воспитанником (как закрепление материала по определенной теме или в проектной деятельности). - работа с родителями (составление мини-карт - дети вместе с родителями, пополнение материала к картам)
-
В условиях реализации ФГОС использование ментальных карт позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, непосредственное участие воспитанников в составлении карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей. В результате применения ментальных карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
-
При использовании метода мыслительных карт - Дети научились самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, стали более активными при разговоре, словарный запас стал точен и разнообразен. Этот метод показался нам интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду. Данную ментальную карту мы использовали при организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
-
И сегодня мы готовы поделиться с вами опытом работы создания ментальных карт. Уважаемые коллеги! Мы приглашаем вас к совместной работе. Для этого приглашаем к нам 4 человек. Для работы возьмем чистый лист бумаги не менее А 3. В центре листа обозначена тема Она может быть обозначена словом, картинкой или рисунком, которая отражает основную идею. Переверните свой лист. В данном случае - это крупная картинка, задающее направление нашей теме: «Вода», «Весна»
-
Как вы обратили внимание, от центра к дням недели отходят пять стрелок, обозначающие вид деятельности. Каждый вид деятельности нужно детализировать, нарисовав от каждой картинки более тонкие веточки – стрелки. А под ними конкретно написать, чем вы будете заниматься. Уважаемые педагоги, предлагаю вам проявить творчество и самостоятельно продолжить заполнение вашей ментальной карты. Пока делают воспитатели К созданию ментальной карты желательно привлекать детей. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, а также приобретается навык субъектного мышления.
-
Готовая ментальная карта занимает почетное место на стене в группе, где дети каждый день могут отслеживать запланированную на ближайшее время деятельность и помочь воспитателю в организации рабочего места. Приобретенные знания детей при использовании ментальных карт сохраняются в памяти значительно дольше. Кроме того, процесс построения интеллект – карт делают процесс обучения творческим и увлекательным.
-
Областей применения карт памяти великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, мозговых штурмов и т.д. Ключевые преимущества - быстрота, простота, наглядность представления.
-
Уважаемые коллеги, покажите всем присутствующим ваши ментальные карты. Молодцы, у вас все получилось. Если вы воспользуетесь в своей работе этой технологией, то мы будем считать нашу встречу полезной. Закончить наше выступление мы хотим словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
-
-
Составление «ментальные – карты»
-
-
-
-
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.