Содержание
-
Нарушения письменной речи
Составитель: учитель-логопед Николаева М.Д.
-
-
Дислексия
Частичное расстройство овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
-
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
-
Дисграфия
Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письма.
-
Причины возникновения нарушений письменной речи
Органические речевые расстройства Системное нарушение речи, недоразвитие устной речи во всех её звеньях Задержка в формировании определенных функциональных систем, важных для овладения письменной речью Трудности становления процесса латерализации Несформированность произвольной моторики, недостаточность слухомоторных координаций и чувства ритма Наследственная предрасположенность
-
Классификация дисграфическихошибок
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия Пропуски гласных букв: всят- висят; комнта- комната. Пропуски согласных букв: комата- комната; вей- всей; Пропуски слогов и частей слова: стрки- стрелки; Замена гласных: пище- пищу, сесен- сосен; Замена согласных: тва-два, роча-роща. Перестановка букв и слогов: онко- окно;
-
Недописывание букв и слогов: чере- через, на ветка- на ветках; Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, сснег- снег; Искажение слова: мальни- маленький, чайщик- чащи; Слитное написание слов и их произвольное деление: д ва- два, в ся – вся; Неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл землю. Белым ковром.- Снег покрыл землю белым ковром. Нарушение смягчения согласных: болшой- большой, толко- только.
-
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи.
Нарушения согласования слов: с еловый ветки- с еловой ветки, появилось трава - появилась трава. Нарушения управления: с ветка - с ветки. Умчались к чащу - умчались в чащу. Замена слов по звуковому сходству. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще - в роще, на бухли - набухли.
-
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия.
замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б; замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ; замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м; зеркальное написание букв: с, э, Ю; пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
-
Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии:
Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
-
Игры и упражнения ,способствующие устранениюнарушений процесса письма
-
Прочитай пословицу по первым буквам картинок Упражнение «Расставь буквы» Нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами и написать слова, которые получились
-
«Найди все слова в цепочке» «Спрятанные слова» Какие слова здесь спрятались? Запиши их в клетках. Придумай предложения с каждым из слов. Упражнение: «Составь слова» к, о, с (сок) е, р, о, м (море) у, д, б (дуб) ш, а, к, а (каша) м, р, и (мир) а, к, у, р (рука) т, о, р (рот) б, о, н, е (небо) ы, с, р (сыр) а, с, о, к (коса) д, м, ы (дым) д, а, в, о (вода)
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.