Содержание
-
ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»Кафедра методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла
Итоговая практико-значимая работа «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях: музицирование на свирели» Гаподченко Татьяны Анатольевны, учителя музыки МАОУ «СОШ № 1» г. Домодедово, слушателя курсов повышения квалификации 2017 г. . «Развитие профессиональной компетентности учителей музыки в процессе освоения методики инструментального музицирования в 1-8 классах ОО (свирель, блокфлейта)» Куратор курса - старший преподаватель И.А. Переверзева Москва 2017
-
Содержание
Описание инструмента Знакомство с инструментом и организация занятий Методикапри игре на свирели Здоровьесберегающие технологии музицирования на свирели Значениесвирели Виды свирели Заключение Актуальность, цель и задачи
-
Актуальность, цели и задачи
Тема сохранения здоровья детей актуальна во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, будущее государства. Я считаю, что в наше время родители и учителя должны с раннего возраста учить детей заботиться о своем здоровье, как физическом, так и психическом. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить и беречь свое здоровье, то мы получим здоровое, счастливое поколение в будущем! Цель– показать, что игра на свирели по многим показателям помогает сохранить и улучшить здоровье детей. Задачи: * обеспечение школьнику возможности сохранения и укрепления здоровья в процессе игры на свирели; * сохранение работоспособности на уроках; * формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков в процессе игры на свирели; * раскрытие принципов здоровьесберегающих технологий и использование их на занятиях.
-
Свирель. Описание инструмента
Свирель – русский народный духовой инструмент флейтового типа. Представляет собой деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде "клюва", а на середине лицевой стороны вырезаны шесть игровых отверстий. Изготавливается из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи. Состоит из ствола и мундштука. Длина трубок также различна и достигает одного метра. Свирели изготавливают в разной тональности.
-
По преданию на свирели играл сын славянской богини любви и весны Лады-Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.
-
Одинарная и двойная свирель
Одинарная свирельпредставляет собой простую деревянную дудку с различным количеством игровых отверстий и со свистковым приспособлением на верхнем конце для воспроизведения звука. Существуют две разновидности одинарной свирели: пыжатка и дудка. Двойная свирель состоит из двух однотипных дудок неравной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия – два с лицевой стороны и одно с тыльной. В целом звукоряд двойной свирели охватывает семь звуков.
-
Знакомство с инструментом и организация занятий
1) Знакомство с правилами обращения со свирелью 2) Гигиенический уход за инструментом (промывание мундштука и трубки) 3) Правильную постановку рук и положение рта 4) Правильную постановку дыхания У каждого ребенка на занятиях должна быть своя свирель и влажные салфетки.
-
Методика при игре на свирели
Под «постановкой» при игре на свирели подразумевается положение корпуса исполнителя, положение рук, техника пальцев, способы держания инструмента: при игре участвуют пальцы левой и правой руки. большие пальцы обеих рук поддерживают ствол инструмента с тыльной стороны. локти находятся в слегка приподнятом положении. губы ребенка не должны быть слишком напряженными. Нужно постоянно следить за правильным интонированием при звукоизвлечении на свирели.
-
Здоровьесберегающиетехнологии музицированияна свирели
Улучшается кровообращение, происходит вентиляция легких, благодаря чему уменьшается риск заболевания астмой и происходит уменьшение частоты астматических приступов. Если больше внимания уделять тренировке дыхания, то реже встречается инфаркт миокарда. Игра на свирели позволяет контролировать процесс дыхания (вдох и выдох). Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка и снятию нервных перегрузок. Благодаря игре на свирели можно избавиться от храпа.
-
Благотворно влияет на сердечную и костно – мышечную системы, а также способствует гипервентиляции мозга. Благодаря занятиям на свирели дети реже болеют острыми вирусными инфекциями, бронхитом, фарингитом, ангиной. В практике был случай снятия диагноза «судорожный синдром». Ухо, горло, нос активно участвуют в процессе при игре на свирели и получают постоянную прокачку и внимание, поэтому происходит плавное развитие этих органов.
-
Развивается мелкая моторика пальцев, что способствует развитию речевых навыков у детей, благотворно влияет на работу головного мозга. Происходит интенсивное развитие музыкального слуха, что приводит к активизации внимания. Совершенствуется чувство ритма. Происходит снятие мышечных зажимов, напряжений, успокаиваются нервы. Укрепляется осанка. Улучшается музыкальная память и развивается артикуляционный аппарат.
-
Значение свирели Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Играя на свирели можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка. Благодаря игре на данном инструменте у детей развивается воображение, формируется музыкальный слух.
-
Заключение Таким образом, подводя итоги, я могу сказать, что занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, развивают моторику, логику, мышление, укрепляют психику и физическое здоровье детей, что особенно актуально в наше время. В своей работе я постаралась показать, как через обучение игры на свирели можно сохранить и укрепить здоровье учащихся. Проведя теоретический анализ, опираясь на опыт работы, я могу с уверенностью сказать, что использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях позволяет сохранить здоровье детей, создать условия для их полноценного психического развития, обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
-
Приложение
1. Закон РФ об образовании. 2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271. 3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106. 5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002. 6. Дзержинская И. Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» 7.Социальная сеть работников образования nsportalru 2016 г. 8.Конч А. И. «Играем на свирели» 9.Смелова Э. Я. «Свирель поет» 10.Бычкова В.Н. «Музыкальные инструменты» Москва, « Аст- Пресс» 11. 2000 Интернет: www. smelova.com – сайт Смеловой Э.Я 12.Смирнова Л.Ю. «Здоровье детей, играющих на свирели» 13.Васильженко А.Л. «Здоровье ребенка и игра на свирели». Челябинск, «Гранада – Пресс», 2015. 14.Дубровская В.Д. «Игра на свирели». Екатеринбург, 2013.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.