Содержание
-
Актуализация и решение проблем сохранения здоровья детей в образовательном учреждении.
pptcloud.ru
-
ОВСИЕНКО В. В. учитель биологии ДЕЛЬМУХАМЕТОВА Л. И. учитель биологии ЛЕВКОВЕЦ Е. М. учитель географии МОУ СОШ №11 г. Калининграда 2009 год
-
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
-
Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Здоровье детей – один из критериев благополучия общества. Сегодня среди детей, поступающих в школу, здоровых не более 10% и около 50% будущих учащихся не обладают функциональной готовностью к школьному обучению.
-
Причины неблагополучия здоровья учеников.
1 Наследственность. 2 Экология.3 Социально-экономическая среда (внешняя среда):- уровень жизни – степень удовлетворения потребностей человека;- качество жизни – степень комфорта в удовлетворении потребностей;- стиль жизни - поведенческие особенности жизни человека.
-
Причины неблагополучия здоровья учеников.
4 Образовательная среда (внешняя среда):- стрессовые технологии проведения уроков и оценивания знаний;- авторитарный стиль общения;- недостаток физической активности;- перегрузка учебных программ фактологическим материалом и интенсификация образовательного процесса;- не всегда реализуемый индивидуальный подход в процессе учебно-воспитательной работы.
-
Согласно определению ВОЗ «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия…».
-
Понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
-
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем человека. Физическое здоровье – уровень роста, развития органов и систем организма. Психическое здоровье – состояние психической сферы. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информационной сферы жизнедеятельности. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.
-
Все компоненты здоровья взаимодействуют друг с другом. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания здоровья.
-
В упрощенно-обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
для соматического и физического здоровья – я могу; для психического – я хочу; для нравственного – я должен.
-
Точка зрения детей: здоровье – это
сила, ум, красота, то, что нужно беречь, самое большое богатство, «здоров будешь – все добудешь».
-
Если принять уровень здоровья человека за 100%, то
-
Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей. Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя в значительной степени он обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время зависит от мотивов деятельности человека.
-
Поведение человека всегда направлено на удовлетворение потребностей. Каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередьот воспитания. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ), на формирование которого мы можем и должны повлиять.
-
ЗОЖ выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления какиндивидуального, так и общественного здоровья.
-
К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем.
-
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.
-
Знания людей о здоровом образе жизни должны стать их убеждениями. И именно школа должна способствоватьвоспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Вопросы охраны здоровья детей школьного возраста успешно решаются, если работа ведется по двум направлениям:
-
1 создание оптимальных внешнесредовых условий в школе – здоровьесберегающая педагогика (сюда входит и просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения); 2 воспитание у школьников на уроках и внеурочной деятельности сознательного отношения к охране своего здоровья – самой большой ценности, данной человеку Природой, основному условию счастливой жизни.
-
Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный учитель – здоровый ученик», мы стремимся использовать разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования устойчивой мотивации на ЗОЖ.
-
Принципы сохранения здоровья учеников в учебном процессе:
учет возрастно-половых особенностей обучающихся; учет состояния здоровья детей данного класса; учет индивидуальных психофизических особенностей детей; структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности; обучение в малых группах (индивидуализация обучения); использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации; создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы, так как эмоциональное состояние служит индикатором общего состояния здоровья ребенка; формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»); опора в обучении на жизненный опыт ребенка, «присоединение» нового знания к прежнему знанию и опыту.
-
Педагоги, являясь носителями общей культуры, должны быть и носителями культуры здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни как высшую ценность, как норму повседневной жизни, как предпосылку успешной учебы.
-
Учителя естественных наук на своих уроках имеют больше возможностей способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и формировать мотивацию на ЗОЖ.
-
Ставим перед собой задачи:
организовать эффективную работу на уроке для сохранения и укрепления здоровья; повысить мотивацию учения; создать у детей ощущение радости в процессе обучения (психологический климат урока); развить творческие способности; воспитать культуру здоровья; научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром.
-
Для решения первой задачи - организация эффективной работы на уроке для сохранения и укрепления здоровья – мы используем:
смену видов учебной деятельности – 4-7 за урок (чтение, слушание, письмо, говорение, просмотр, вопрос-ответ, решение задач); смену методов преподавания через каждые 10-15 минут урока (словесно-наглядные, аудио - визуальные, самостоятельная работа); различные формы учебной деятельности (индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная); оптимальные методы для активации инициативы учащихся (исследование, ролевая игра, дискуссия и т. д.); ТСО на уроках (при условии грамотного выбора места и продолжительности); перемены поз учащихся и физкультминутки для решения проблемы недостатка двигательной активности, снятия напряжения органов зрения, снижения психологической нагрузки.
-
Бумажные тренажеры для глаз (методика В.Ф. Базарного).
Разного рода траектории по которым дети «бегают» глазами рекомендовано размещать по периметру класса. На листе ватмана изображаются цветные фигуры, толщина линий 1 см. Плакат, показывающий траекторию движения глаз, может быть укреплен над доской. Каждая траектория отличается цветом: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмерке. Благодаря тренажерам у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развивается зрительно – моторная реакция и различительно – цветовая функция. Рекомендуются цвета: красный, голубой, желтый, зеленый.
-
Тренажер для глаз
-
Цветотерапия.
Игра – цветные сны. В положении сидя после напряженной работы . учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце). Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин. Желтый – стимулирует умственную деятельность; зеленый – умиротворяет, успокаивает; голубой– снижает кровяное давление, успокаивает; синий – располагает к серьезности, строгости в поведении; фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям; черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.
-
Физкультминутки.
На растягивание отделов позвоночника. Наклоны вперед, назад, в сторону. Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому. Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.
-
Физкультминутки.
Упражнение на снижение утомления. Упражнение «Дерево». И. п.: стоя, ноги вместе. Одновременно со вздохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута, дыхание свободное. Упражнение для снятия локального мышечного напряжения. Личностно – ориентированный урок, позволяющий движение во время занятий, способствует снятию локальных мышечных зажимов. «Железная дорога». Руки имитируют движение поезда по рельсам. Кисти сцеплены в замок, руки вытянуты и подняты до уровня плеч. Кисти рук описывают большие восьмерки по горизонтали и по вертикали. Смена статических поз во время урока: Слушание протекает в следующей позе: расслабились, откинулись на спинку стула, руки свободно висят вдоль тела или сцеплены в замок за спинкой стула.
-
Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой.
Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы: МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил? БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг? СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение? УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал? БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?
-
Для решения второй задачи - повышение мотивации учения – наиболее часто используем приемы инновационных технологий:
технологии сотрудничества; технологии проблемного обучения; технологии развития критического мышления; технологии решения изобретательских задач; технологии исследовательской деятельности; информационно – коммуникативной технологии; технологии использования в обучении игровых методов.
-
ТРКМ.
-
ТРКМ, синквейны.
«Зеленые» Интересующиеся, исследующие Участвуют, наблюдают, призывают Ученики МОУ СОШ №11 Экологи. Балтийский берег Красивый, обрывистый Подмывается, разрушается, уменьшается Янтарный берег России Уникальный.
-
ТРИЗ.
Почему скунсы не помечают свою территорию, как собаки, кошки и другие млекопитающие? Водяные черепахи во время откладки яиц на суше – плачут. Из их глаз сочатся крупные слезы. Может им жалко расставаться с яйцами? Почему на «правильных» крекерах должно быть 13 углублений? В СССР наибольшее количество лабораторий, изучающих коррозию, находилось в городе Батуми. Обоснуйте их локализацию в данном месте.
-
Для решения третьей задачи - создание у детей ощущения радости в процессе обучения (психологический климат урока) используем приемы:
эмоциональная разрядка (афоризмы, анекдоты) – как юмористическая составляющая педагогического общения; поза учителя (открытая, без «замков», ладони повернуты в сторону детей, никаких «угрожающих поз» - руки в карманах, ручка в руках учителя направлена на ученика, опираясь на стол обеими руками, учитель смотрит важно на детей); психология сотрудничества с «платьем доброжелательности» на учителе с открытым, искренним лицом; учитель выступает в роли помощника и организатора учебного процесса, где ученик сам добывает новые знания;
-
Учителя шутят.
К уроку о происхождении человека: « Человек – звучит гордо, а обезьяна - перспективно». К уроку о приспособленности организма к условиям среды и ее относительности. Разговор верблюда – папы и верблюженка: - Зачем нам копыта? - Чтобы ноги в песок не проваливались. -А горбы на спине? -Там у нас запас еды. -А губы такие жесткие? - Чтобы мы колючки ели и не кололись. -Папа, а зачем нам эти навороты в зоопарке??? Урок географии – и карты вам в руки…
-
игровая деятельность, где учитывается, что - игра – беспричинное проявление активности ребенка - где нет игры, там нет развития - учение без насилия, учение с увлечением – есть игра - игра – единственная природная форма развития ребенка - использование разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры).
-
Играем на уроке
Тема: Как человек появился на Земле. 5 класс. На одном из этапов урока класс делится на 3 группы. 1 группа – изображает австралопитеков и готовит рассказ от первого лица; 2 – журналисты формулируют вопросы для интервью; 3 – аналитики оценивают «австралопитеков» и журналистов. Затем меняются ролями.
-
Изменение отношения к оценке и развитие навыков самооценки у учащихся: - ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке с учетом развития ребенка, особенностей учебной деятельности и др.; - оценка используется как обратная связь, позволяющая учителю увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для успешной коррекции; - учитель включает учащихся в оценочную деятельность, обучает их умению оценивать как свою работу, так и работу одноклассников. Оценивать надо таким образом, чтобы оценке учителя предшествовала оценка учащегося. - для оценивания использовать не только отметку, но и слово. «Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести».
-
Для решения четвертой задачи – развитие творческих способностей – даем возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и свой потенциал, чтобы превратить информацию в знания, которыми можно будет пользоваться на практике. Внедряем различные виды самообразования с учетом возрастных, индивидуальных, личностных предпочтений учащихся. Стараемся обеспечить творческую самореализацию каждого ученика на уроке и во внеурочной деятельности.
-
В папку творческих работ (портфолио) ученикам предлагаются
Толстые и тонкие вопросы Незаконченные предложения Синквейны Кластеры Кроссворды Схемы Творческие задачи Биологические , экологические сказки Лабораторные работы Сообщения А знаете ли Вы, что… Мини-плакаты Тесты с вариантами ответов и без них
-
Для решения пятой задачи - воспитывать культуру здоровья – используем в содержательной части урока вопросы, связанные со здоровьем и ЗОЖ. Учителями – биологами составлена программа «Здоровье», основными задачами которой являются:
выработка гигиенических навыков у младших школьников; профилактика вредных привычек у учащихся среднего звена; выработка устойчивой мотивации на ЗОЖ у старшеклассников через различные виды деятельности.
-
Учителя естественных наук во внеурочной деятельности имеют большие возможности способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и формировать мотивацию на ЗОЖ.
-
-
Формы работы с подростками:
круглый стол мониторинг экскурсия работа в группах диалоговая беседа минилекция наглядная агитация акция диспут тренинг
-
Акция – активная форма работы группы. Основная цель – УБЕДИТЬ, ПРИВЛЕЧЬ внимание большого количества ребят к определенному вопросу, проблеме. Участие ребят в различных акциях способствует формированию активной жизненной позиции, необходимой для выработки установки наздоровый образ жизни.
-
Акции:
Валеологические. - Нет вредным привычкам! Нет курению! Нет алкоголю! Нет наркомании! Нет СПИДу! Культурные. Да театру! Да выставкам! Да экскурсиям! Спортивные. - Походы. - Спортакиады. Медицинские. - Нет гриппу! Нет желтухе! Нет дезентерии! Нет авитаминозу! Нет травматизму! Экологические. Экология Балтики. Мониторинг реки Голубой. Первоцветы. Осенние подсчеты птиц. Помощь зимующим птицам. Эстетические. - Природолюбование.
-
Экология и краеведение
-
Экология и краеведение.
-
Мы не только наблюдатели и исследователи…
-
Клуб ЗОЖ
-
Активный отдых
-
Сотрудничаем с МОУ ДОД ДЮЦ «На Комсомольской»
-
Агитбригада выступает на школьных мероприятиях, посвященных ЗОЖ.
-
Агитбригада принимает участие в городских конкурсах
-
Для решения шестой задачи - научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром – используем:
приемы выхода из стрессовых ситуаций; приемы создания благоприятной эмоциональной сферы человека; экологические и социальные законы.
-
Учителя успешно привлекают учащихся школы к активному участию в различных городских, региональных и международных проектах для выработки активной жизненной позиции, формирующей устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни.
-
Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости Хочешь быть счастлив неделю – женись Хочешь быть счастлив месяц – купи себе машину Хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.