Содержание
-
Концептуальные положения педагогического сопровождения ПИД дошкольников Кытманова Н.П., старший воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек», руководитель рабочей группы по разработке Модели педагогического сопровождения познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
-
ФГОС ДО (основные принципы) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; (содержание программы)может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
-
ФГОС ДО (Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей) «Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; оценку индивидуального развития детей; …. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей…»
-
Профессиональный стандарт педагога Знает особенности становления и развития детских деятельностей Владеет всеми видами деятельности дошкольника Организует различные виды деятельности детей
-
Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение - не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского: Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение - движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения - создание возможности овладения собственным поведением (н-р: исследовательским).
-
Условия Время в режиме и место в пространстве РППС Технологии Воспитатель
-
Этапы развития ПИД Развитие познавательной инициативы (любознательность) Освоение ребенком культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификации); пространственных и временных (отношений) Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического Развитие восприятия, мышления, речи Расширение кругозора детей, исследовательское поведение
-
Руководство педагога Стимулирует интерес Использует приемыРТВ Оказывает помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений.. Стимулирует исследовательское поведений дошкольника Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата
-
Воспитатель: опирается на природную детскую любознательность; поощряет познавательные инициативы ребенка, вопросы, рассуждения; уважительно к ним относится; способен выбрать тему детского исследования, создать исследовательскую ситуацию ; умеет определить объект и предмет, цель и задачи исследования; опирается на такие виды исследовательской активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; организует развивающую среду, стимулирующую исследовательскую активность детей; обогащает сознание ребенка новыми познавательными содержаниями посредством основных источников информации (искусств, наук, традиций и обычаев). использует технологию исследовательской деятельности в ОП Умеет создать исследовательскую ситуацию, занимает позицию выясняющего
-
Требования к подготовке педагога. Обладает сверхчувствительностью к проблемам, способен видеть «удивительное в обыденном». Умеет находить и ставить перед воспитанниками реальные исследовательские задачи в понятной для детей форме. Умеет увлечь воспитанников дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей. Способен выполнять функцию координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогает детям, умеет избегать директивных указаний и административного давления. Умеет быть терпимым к ошибкам детей, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагает свою помощь или адресует к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадежность своего поиска. Организует мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований. Поощряет и всячески развивает отношение к исследовательским процедурам. Умеет стимулировать предложения воспитанников по выдвижению новых, оригинальных направлений исследования. Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Умеет закончить проведение исследований до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.
-
Технологии Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8.-М.:Педагогический университет «Первое сентября»,2007.-92 с. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников.-М.:Федоров,2010 - 128 с. Савенков, А.И.Методика проведения учебных исследований в детском саду.-М.:Учебная литература,2010.-32 с. Савенков, А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании.(Электронный ресурс).-Режим доступа: электронная база данных медиацентра МБУ ГЦОКО Савенков, А.И. Учебное исследование в практике современного дошкольного образования / А.И. Савенков // Детский сад от А до Я. – 2012. – №2. – С.4-15. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании./Т.В. Хабарова- М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013.-80 с
-
Видеть проблемы Проблема – вопрос, комплекс вопросов, задач, возникающих в ходе деятельности и заставляющих задуматься, т.е. затруднение, неопределенность, требующие каких-то действий. «Смотреть на мир чужими глазами»; «Продолжи рассказ, но разными способами: ты просто гуляешь, ты водитель грузовика, ты ворона на дереве, лиса и волк в лесу…»; Игра «Волшебные превращения»: (мысленный эксперимент – что будет, если…?) «Сколько значений у предмета» «Назовите как можно больше признаков предмета» Тема одна — сюжетов много 2. Выдвигать гипотезы, предположения Тренироваться при помощи упражнения: – давайте подумаем, как пчелы узнают и находят дорогу в свой улей? - представьте, что …(слоны стали меньше кошки) Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий Назови фантастические, неправдоподобные причины этих же событий. При каких условиях …будут полезны
-
3. Задавать вопросы Читаем сказку с большим количеством героев, просим задать вопрос от имени разных герое; Игра «Угадай, о чем с просили» «Исправление ошибок» «Спроси как (кто-то)…» 4. Давать определения понятиям Описание Характеристика Разъяснение посредством примера Сравнение Описание Различение Загадки Игра «Трудные слова» ……
-
5. Наблюдать Рассматривание предметов – описание по памяти Рисование по памяти Что изменилось?... Найди отличия (общее) Блуждание по картине 6. Познание в действии Эксперимент: Мысленный эксперимент Эксперимент с реальными объектами 7. Делать выводы и умозаключения Умозаключения по аналогии Как люди смотрят на мир Метафора и метафоричность Объясни значение выражения Поиск предметов, имеющих общие правила ….
-
Спасибо за проявленный интерес!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.