Содержание
-
НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ IV УРОВНЯ
Выполнила Одинцова Елена Николаевна студентка гр. ЛОГZ-451 Научный руководитель работы к. фил. н., доцент Гурдаева Н. А. ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» Кафедра русского языка, культуры и коррекции речи
-
Актуальность темы
Общение является одной из ведущих видов деятельности человека в любом возрасте и выступает источником развития личности. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для активного освоения культуры общения. Отсутствие элементарных навыков коммуникации затрудняет общение ребенка, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс развития и обучения. Несформированность всех компонентов речи, недостаточная речевая активность, критичность к своему речевому дефекту затрудняют процесс общения у детей с ОНР и отрицательно влияют на формирование коммуникативных умений. В последнее время возрастает число детей, имеющих недостатки речевого развития.
-
Цель данного исследования: проанализировать возможности использования русских народных сказок как средства развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста c общим недоразвитием речи. Объект исследования: процесс развития коммуникативной сферы ребенка дошкольного возраста с ОНР IV уровня. Предмет исследования: русская народная сказка как средство формирования и развития коммуникативных качеств дошкольников с ОНР IV уровня.
-
Гипотеза исследования: знакомство с русской народной сказкой является эффективным средством развития и коррекции коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IVуровня. База исследования: МБДОУ №34 «Алёнушка» общеразвивающего вида второй категории Матвеево-Курганского района, с.Греково-Тимофеевка.
-
Сказка в логопедической работе:
придает коммуникативный характер высказыванию, повышает уровень развития лексико-грамматической стороны речи, корректирует нарушения звукопроизношения, развивает диалогическую и монологическую речь, развивает эмоциональность речи, создаёт благоприятные коммуникативные условия, рождает заинтересованность в общении, мотивирует развитие речи детей, помогает моделировать ситуации для совершенствования движений и моторного развития , позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности, способствует преодолению ребенком психологических и социальных барьеров.
-
Задачи исследования уровня сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (методика О.В. Дыбиной)
Определить уровень сформированности умений: понять и описать эмоциональное состояние ровесника и взрослого; выслушать и понять другого человека, с уважением отнестись к его мнению, увлечению; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и детьми. действовать по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (способность к кооперации).
-
Уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата. Средний уровень – ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого. Низкий уровень – ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить, либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий, на помощь взрослого не реагирует.
-
Уровень сформированности коммуникативных умений дошкольников с ОНР четвёртого уровня
-
Выводы по результатам эксперимента:
затруднения в грамматически правильном построении предложений, их фрагментов; снижение потребности в общении; незаинтересованность в контактах; безынициативность в организации какой-либо деятельности; неспособность к полноценному сотрудничеству; случаи проявления агрессии; влияние низкого уровня коммуникативной компетентности на социализацию.
-
Коммуникативные умения, нуждающиеся в коррекции:
начинать и поддерживать диалог, привлекать внимание собеседника; проявлять инициативу, показывать заинтересованность в коммуникации; внимательно слушать и понимать собеседника, принимать его точку зрения и проявлять интерес к его деятельности; адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения.
-
Приёмы логопедической работы с использованием сюжетов русских народных сказок
Методы работы: наглядные (показ, подражание, совместное действие, образец, наблюдение); практические (упражнения, театрализация, дидактические игры, рисование, лепка); словесные (рассказывание, чтение вслух, беседа, составление свободных высказываний и высказываний по образцу). Упражнения «Найди друга» «Помоги героям сказки» Конкурсы «Самый добрый» «Город мастеров» Игры «Сказки наоборот» «Отгадай кто» «Расскажем сказку вместе»
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.