Содержание
-
"Формирование навыков связных высказываний cредствами мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Автор проекта: Сорокина Юлия Геннадиевна Учитель - логопед МБДОУ "Детский сад №5 "Звоночек" города Тамбова
-
Творческоеназвание проекта «Весёлые таблички»По содержанию: проблемныйПо количеству участников: групповой
-
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится проблема по отношению к детям с ОНР, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. В процессе актуализации связной речи старшие дошкольники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается в форме подсказки, т.е. с опорой на наглядность.
Актуальность
-
Цельпроекта
Изучение теоретических положений проблемы формирования навыков связного высказывания; Экспериментальное выявление уровней сформированности различных видов связного высказывания у детей с системным недоразвитием речи; Внедрение и анализ специальной логокоррекционной системы работы по развитию связной речи посредством специальных приемов мнемотехники.
-
Объект исследования: особенности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования:организация и содержание логопедической работы по формированию навыков связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи. Сроки реализации проекта: сентябрь- февраль.
-
Гипотеза исследования заключается в том, что наиболее эффективное формирование навыков связных высказываний у детей с ОНР (III) старшего дошкольного возраста возможно при условии использования специальных приемов мнемотехники, организации и проведения целенаправленной и систематической логокоррекционной работы учителя-логопеда, воспитателей группы, и родителей.
Гипотеза
-
1) Проанализировать современную специальную литературу по проблеме формирования навыков связного высказывания у детей с ОНР(III) старшего дошкольного возраста2) Провести диагностику и проанализировать результаты обследования состояния связной речи детей с ОНР(III) старшего дошкольного возраста3)Разработать специальную коррекционную систему работы по формированию связной речи у детей с ОНР(III) посредством приёмом мнемотехники
Sub Department Sub 01 Department Departent t Sub 02 Department t Sub 03 Department Задачипроекта
-
Sub Department Sub 01 Department Departent t Sub 02 Department t Sub 03 Department 4) Организовать совместную логокоррекционную работу учителя-логопеда, воспитателей и семьи по формированию связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи (III) старшего дошкольного возраста; 5) Апробировать специальную коррекционную программу в условиях подгруппы детей с общим недоразвитием речи (III) старшего дошкольного возраста; 6) Оценить эффективность результатов использования экспериментальной логокоррекционной программы по формированию связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи (III) старшего дошкольного возраста.
-
Этапыреализациипроекта
1 этап- Констатирующий 2 этап- Формирующий 3этап - Контрольный
-
1. Констатирующий
1.1.Создание мотивации 1.2.Анализ специальной литературы по проблеме формирования связного высказывания у детей с ОНР 1.3. Оценка ресурсной базы для реализации проекта. 1.4. Создание банка методических материалов по теме проекта. 1.5. Диагностика, анализ результатов обследования связной речи у детей с ОНР(III) старшего дошкольного возраста.
-
Мониторинговая деятельностьКомплекс диагностических приёмов:1. Скажи, что нарисовано?2. Составь предложение по трём предметам3. Разложи по порядку4. Составь рассказ "Моя семья"5. Расскажи о "крокодиле"
-
Процентные показатели уровня связной речи у детей с ОНР (III) до реализации проекта.
-
2 этап-Формирующий
2.1.Разработка специальной коррекционной системы работы по развитию связной речи у детей с ОНР(III) старшего дошкольного возраста. 2.2.Организация совместной коррекционной работы учителя-логопеда, воспитателей, и семьи по развитию связной речи у детей с ОНР(III) старшего дошкольного возраста.
-
Разделы программы
I раздел – организация и содержание коррекционной работы учителя-логопеда по формированию связного высказывания у детей с ОНР (III) в группе общеразвивающей направленности шестого года жизни. II раздел – организация и содержание коррекционной работы воспитателей по формированию связного высказывания у детей с ОНР (III) в группе общеразвивающей направленности шестого года жизни. III раздел – организация и содержание коррекционной работы родителей по формированию связного высказывания у детей с ОНР (III) в группе общеразвивающей направленности шестого года жизни.
-
Специальные приемы мнемотехники
рисуем стихотворение; использование мнемодорожек и мнемотаблиц; запоминаем стихотворение по коллажу; изображаем стихотворение в действии; играем в стихи; опора на серию картинок; использование одной картинки; считаем.
-
3 этап -Контрольный3.1.Проведение проблемно-ориентированного анализа итогов проведения работы по реализации проекта; 3.2. Сравнительный анализ результатов обследования свяной речи у детей с ОНР(III) старшего дошкольного возраста.
.
-
Сравнительный анализ уровней сформированности связного высказывания у детей с ОНР(III) до и после обучения
.
-
Вывод
Разработанная нами логокоррекционная система работы с использованием специальных приёмов мнемотехники способствует повышению эффективности коррекционной работы по формированию связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза верна.
-
Рефлексия
Во время реализации проекта я наблюдала, как у детей возрастал интерес к процессу запоминания разных сюжетов. Запоминание и рассказ стало делом веселым, интересным, при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Создается и поддерживается ситуация успеха, которая крайне важна для детей с речевой патологией. В дальнейшем планирую продолжить работу по формированию связного высказывания посредством специальных приемов мнемотехники основанных на логической обработке информации (ассоциации, кодировки текстов и т.д)
-
Литературные источники
1. Алябьева, Е.А. Стихотворные упражнения для развития у детей с ОНР причинного мышления и речи./ Е.А.Алябьева. // Логопед–2005.-№3–с.66–77. 2. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т.Власенко. – Москва 1990 г – 134 с. 3. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя детского сада. – 3-е изд., доп./Л.М. Житникова. – М.: Просвещение, 1985 г – 96 с, ил. 4. Иванова, Н.Н. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики/Н.Н.Иванова, О.В.Бачина. –Тамбов: ПБОЮЛ Першина Т.В., 2003г–176с. 5. Калиниченко С.А. Игровые приемы развития памяти у детей с недостатками речи./ С.А.Калиниченко. // Логопед. –2006. –№ 1. –с.52–60. 6. Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации./ С.А.Лебедева. //Вопросы психологии.-1997. –№5–с.20–27. 7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики./ А.Н.Леонтьев. –М.: Издательство Московского Университета, 1981. –584с. 8. Матюгин. И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей./И.Ю.Матюгин, Т.Ю.Аскоченская, И.А. Бонк. –М:Эйдос, 1993 г–114 с. 9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В.Нищева. –СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. –528с. 10. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста//Дефектология. –1985. – №4. 11. Широких, Т.Д. Учим стихи – развиваем память/Т.Д. Широких. //Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. –с. 59 – 62.
-
Информационные ресурсы
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.