Содержание
-
Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Воспитатель: Дадельцева Анастасия Михайловна МБДОУ д/с «Золотая рыбка» Смоленский район
-
Актуальность темы
Одними из основных задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО являются: -формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; -понимание своих национальных особенностей; -формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
-
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Актуальность темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
-
Педагогическая значимость русских народных игр:
1.Яркое отражение образа жизни людей, их труда, быта, национальных устоев2. Содержание в играх юмора, шуток, задора3. Доступность и выразительность4. Расширение представлений об окружающем мире5. Фольклорный текст, музыка, динамичность действий6. Наличие определенных правил7. Развитие физических качеств: быстроты, ловкости, силы, меткости, выносливости 8. Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
-
Цель и задачи
Цель: приобщение детей к русской народной культуре посредством русских народных игр. Задачи: 1. Развивать у детей эмоционально-активное отношение к русским народным играм; 2. Создавать условия для проявления детской игровой культуры;3. Обогащать интеллектуально-информационную сферу ребенка знанием правил народных игр;4. Способствовать действенному приобщению детей к русской народной культуре, её традициям с помощью народных игр; 5. Формировать положительные, доброжелательные взаимоотношения между детьми.
-
Планируемые результаты:
1. Дети знают разные виды русских народных игр: хороводные, подвижные, словесные2. Знакомы с правилами данных игр 3. Могут самостоятельно организовывать знакомые игры4. Знают народные считалки и используют их для выбора ведущего в подвижных играх5. Дети доброжелательно относятся друг к другу
-
Виды народных игр
•Хороводные •Словесные •Игры с диалогом •Игры-забавы •Игры-соревнования •Подвижные игры
-
Рекомендации по проведению народных подвижных игр
Подбор игр 1. Содержание игры должно соответствовать возрасту, уровню развития и подготовленности играющих2. Игровые образы должны быть понятны и интересны детям3. Знание текста4. Учёт времени года, погоды, температуры (в зале, на улице)5. Учёт времени дня
-
Время проведения игр
1. Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно2. Народная подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику3. Перед занятиями уместны игры средней подвижности4. Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки
-
Подготовка к проведению игр
1. Предварительное ознакомление воспитателя с содержанием народной подвижной игры2. Подготовка к проведению уже конкретной игры: выбор места( на улице, в зале, в группе), количество детей, знакомство детей с неизвестным персонажем(картинка, игрушка)3. Гигиеническое состояние места, безопасность4. Одежда и обувь играющих5. Подготовка атрибутов и пособий для игры
-
Особенность народных подвижных игр
Игры носят соревновательный, творческий, коллективный характер Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и другие Каждая игра имеет свои правила, необходимо чётко объяснить их.
-
Считалки Как у нас на сеновалеДве лягушки ночевали. Утром встали, щей поели,А тебе водить велели! Шла кукушка мимо сети,А за нею малы дети.Кукушата просят пить.Выходи – тебе водить Пчелы в поле полетели,Зажужжали, загудели.Сели пчелы на цветы.Мы играем – водишь ты! Шла коза по мостикуИ виляла хвостиком.Зацепила за перила,Прямо в речку угодила.Кто не верит-это он.Выходи скорее вон! Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть, к нам сорока подлетелаИ тебе водить велела. Тара-бара, Домой пораКоров доить – Тебе водить!
-
«Жмурки» Считалкой выбирают водящего. Ему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним: - Кот, кот, на чем стоишь? - На квашне. - Что в квашне? - Квас! - Лови мышей, а не нас! После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит.
-
У Маланьи, у старушки дети и взрослый движутся по кругуЖили в маленькой избушке Останавливаются и с помощью жестови мимики изображают то, о чем говорится в тексте:Семь дочерей, Семь сыновей, Все без ресниц,Все без бровей. С такими глазами, стакими ушами, С такими носами, стакой головой,С такой бородой…Ничего не ели,Целый день сидели,На нее глядели,Делали вот так… Повторяют за ведущим любое смешное движение. «У бабушки Маланьи»
-
«Кот и мыши» Дети, взявшись за руки, идут по кругу вокруг Кота. Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. -Тише, мыши не шумите! Грозят пальчиком. Кота Ваську не будите. Как проснется Васька-кот - Вытягивают вперед руки ладонями вверх. Разобьёт весь хоровод. Поочередно поднимают и опускают согнутые В локтях руки, пальцы сжаты в кулаки. Вот проснулся Васька- кот - Разбежался хоровод! Убегают на места.
-
« Карусели» Дети со словами игры начинают движение вправо: Еле, еле, еле, еле Закружились карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. Затем дети начинают движение в левую сторону.
-
«Лошадки» Количество участников – любое, кратное двум. В паре один – «лошадка», другой – «возчик». С помощью «вожжей» — прыгалок, поясов – нужно «запрячь» лошадку. «Лошадки» и «возчики» бегают по площадке или по комнате. Ведущий-взрослый говорит такие слова: Еду, еду, к бабке, к деду На лошадке, в красной шапке, По ровной дорожке, На одной ножке, В рваном лапоточке, По ямам по кочкам, Гоп, гоп, гоп……..Тпру-у-у! Лошадки двигаются до тех пор, пока не услышат «Тпру-у-у!» Теперь дети меняются ролями «лошадки» становятся «возчиками», а «возчики» «лошадками».
-
Мониторинг
Проводился по следующим показателям: Ребёнок знает разные виды игр: хороводные, подвижные, словесные Ребёнок знает правила этих игр Выполняет правила игр Может самостоятельно организовывать знакомые игры Знает считалки и применяет их Доброжелательно относится к другим детям
-
Результативность
-
Выводы
Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, ее традициям. В ходе подвижных игр дошкольники учатся внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание со сверстниками.
-
Русские народные игры не должны быть забыты. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
-
Источники
Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей /Сост. А.Н. Кенеман, Т.И. Осокина – 2 –е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995 Князева.О.Л.Приобщение детей к истокам русской народной культуры:Программа,Учебно-методическоепособие –СПб:Детство-Пресс,2010 Литвинова.М.Ф.Русские народные подвижные игры.-М.:Айрис-пресс,2003 Лялина.Н.А.Народные игры в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,2009 https://dohcolonoc.ru/Подборка русских народных игр для детей дошкольного возраста. https://infourok.ru/ Народные игры для дошкольников.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.