Содержание
-
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе в группе для детей с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО Автор: учитель- логопед Южанина Ирина Витальевна г. Мытищи, МБДОУ № 57 «Почемучка»
-
Правильная речь - это
важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. один из показателей готовности ребенка к обучению в школе залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем
-
Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
-
Нарушения речи в дошкольном возрасте влекут за собой
Отрицательное влияние на формирование личности ребенка; Вызывают специфические особенности эмоционально-волевой сферы; Способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности и т.д.) Отрицательно сказываются на развитии письменной речи и процессов обучения в целом несмотря на первичную сохранность умственного развития.
-
Цель совместной работылогопеда и воспитателя
Создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста; Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда; Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
-
В результате такого распределения достигается: Своевременная коррекция речевого развития детей логопатов Создание базы для успешного школьного обучения, предупреждения дислексии и дизграфии в школьном возрасте
-
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ: логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов; воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
-
Виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя:
совместное изучение содержания программы обучения и воспитания детей в логопедической группе ДОУ ; составление совместного плана работы; Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей
-
обсуждение результатов обследования детей и наблюдений за ними, которые ведуться на занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его); разработка общих рекомендаций для родителей. Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом:
-
Функции логопеда
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи Работа по коррекции звукопроизношения Работа по коррекции слоговой структуры слова.
-
Совершенствование фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа и синтеза. Формирование послогового чтения. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. Развитие связной речи Предупреждение нарушений письма и чтения. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение. Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
-
Функции воспитателя
Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль над поставленными логопедом звуками и грамматической правильностью речи детей
-
Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление у детей речевых навыков, навыков чтения и письма на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
-
Основные направления коррекционной работы воспитателя
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): в течении дня 3-5 раз «Логопедические пятиминутки» по заданию логопеда Пальцевая гимнастика: выполняется в комплексе с актикуляционной гимнастикой Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стоп выполняется ежедневно после сна
-
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие произношение, употребление грамматических категорий, развития словаря. Содержание данных заданий определяется программой: Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепление звука; Повторение скороговорок, рассказов, стихов; Повторение лексико-грамматических упражнений; Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления Групповые занятия по равзитию речи (сюда же включаются ознакомление с окружающим и художественной литературой
-
ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ЭТИХ ЗАНЯТИЙ ЯВЛЯЕТСЯ: Проведение занятий в рамках одной лексической темы; Максимальное обеспечение всех занятий наглядным материалом (в том числе схемами, опорными сигналами, картинками-символами и т.п.); Изменение задач и содержания занятий в отличие от массовой группы; Уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах; Использование определенной последовательности в видах рассказывания
-
Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
-
Основные направления общеобразовательной работы воспитателя Обучение на занятиях по всем разделам массовой программы ДОУ (кроме занятий раздела «Развитие речи», которые осуществляются оп особой программе; Воспитательная работа в соответствии с массовой программой ДОУ (нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое воспитание и пр.) Работа с родителями
-
Поэтапная работа логопеда и воспитателя в рамках освоения лексических тем
-
-
-
Поэтапная работа логопеда и воспитателя в рамках коррекции звукопроизношения
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.