Содержание
-
Обобщение педагогического опыта
-
Передовой опыт нельзя упрощённо отождествлять с современностью. Опыт может быть в прошлом, а для настоящего являться передовым. Э.Г. Костяшкин Передовой педагогический опыт – это новая образовательная практика, дающая устойчиво высокие результаты М.Н. Скаткин Передовой педагогический опыт (ППО)– это такая образовательная практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны и оригинальности Терегулова Ф.Ш.
-
У А.А. Глинского в книге «Методическая работа в общеобразовательном учреждении» написано, что "… передовой педагогический опыт нужно рассматривать в двух смыслах: В широком смысле - это мастерство учителя, которое обеспечивает высокое качество знаний учеников, уровень их воспитанности и развития. В узком смысле -это такая практика учителя, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, новизны (т.е. новаторства).
-
Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть в образовательном учреждении насущные проблемы:- низкое качество знаний;- слабая математическая подготовка учащихся;- недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;- низкий уровень воспитанности;- пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счета ,обучение написанию сочинений, обучение приемам пересказа научного текста и др.).Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.
-
Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта: Актуальность Научность Результативность Новизна Стабильность Оптимальность Перспективность
-
Критериипедагогического опыта
-
-
-
-
Как работать по обобщению педагогического опыта?
-
1. Сначала его нужно найти и запланировать: - найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ОУ при посещении уроков по определенной теме;- найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт;- увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на первую и высшую квалификационные категории;- запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе;- сформулировать вместе с учителем тему;- запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.
-
2. Изучается опыт с помощью следующих методов: - анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;- посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;- изучение УМК учителя;- изучение его рабочей документации (планов);- проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.
-
3. Обобщение: - статья о своем опыте работы (сборник статей);- подготовка открытого урока с подробным самоанализом;- подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса;- проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;- методический альбом ОУ.
-
4. Распространение опыта: - педагогический совет;- заседание методического объединения;- творческий отчет;- различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);- научно-практические конференции;- наставничество;- публикации в методических журналах;- мастер-классы;- семинары;- окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок учителей).
-
Что может быть опытом? - алгоритмы учебных действий по предмету;- технология урока или элементы технологии;- авторская программа (учебного курса, воспитательная);- система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);- эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);- эффективная система оценки знаний и др.
-
Структура целостного описания опыта работы.
-
1. Введение Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности. лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность). Объём - 0,5 страницы. тема, цель актуальность и перспективность опыта; адресная направленность, условия возникновения и становления опыта; новизна данного опыта; Самопрезентация носителя опыта ( ФИО, преподаваемые предметы, место работы, условия педагогической деятельности – сведения о микрорайоне, социальной среде, классе)
-
2. Вычленить противоречия, (исторический контекст становления педагогического опыта) которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.
-
3.Научно-методическое обоснование. Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.
-
4. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения - это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.
-
5. Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих, в чем его новизна, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте. Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта). Цель (для чего) содержание (что) методы и средства (как) результат (какой) (схема: «Цель – задача – средства – технология – условия реализации – результат» Это — основной раздел, в котором происходит описание системы работы учителя.
-
6. Условия, при которых создавался опыт Прописать личностные и профессиональные качества педагога. Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности. Определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами. Указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог. Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.
-
7. Результативность. Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше.
-
Дессиминация педагогического опыта (механизм его внедрения, распространения и тиражирования) Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, единая система «урок – внеклассная работа и т.п.) (в другой литературе носит название – внедренческий) 8.Трудоемкость опыта. Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса. 9. Доступность опыта. Возможность опыта использования в других учреждениях образования.
-
Рекомендуемая литература:
Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. – М.: Педагогика,1992. Сергеева Н.В. Методические рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта / Н.В Сергеева; Минский Дворец детей и молодёжи. – Минск, 1998. – 17 с. Пуйман С. А. Педагогический опыт: преемственность традиций и новаторства : (монография) / Мн.: БГУ, 1999. – 155 с. Рыкова А.В., Чернявская Н.Т. / Обобщение передового педагогического опыта: метод. Рекомендации. – Гродно: ГОИПК и ПРР и СО, 2007.-34 с. Кунавич А.В. Аннотация педагогического опыта как малая форма публикаций: Рекомендации по сост. / Мин. обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования. – Мн., 2000. – 30 с
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.