Содержание
-
Образовательная среда, как условие сохранения здоровья школьников с ограниченными возможностями
-
Основные проблемы России
Кризис физического, морального и психического здоровья Россиян. Кризис семьи и репродуктивного здоровья, проявляющийся резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей. Экологический кризис, проявляющийся высоким уровнем загрязнения окружающей среды, ухудшением качества продуктов питания и воды
-
Физическое здоровье
совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение) состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение)
-
Психическое здоровье
высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение) это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение)
-
Духовно-нравственное здоровье- это комплекс характеристик, определяющих систему ценностей, установок и мотивов поведения, отношений и ориентаций индивида в обществе. Социальное здоровье- это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
-
Факторы здоровья учащихся
эндогенные возрастные половые наследственные: типологические, индивидуальные катамнез: пороки развития, перенесенные заболевания экзогенные Экологические Экономические Социальные: семейные культуральные социобытовые медицинские
-
Внутришкольные факторы
режим дня качество оборудования организация двигательной активности оздоровительные мероприятия социо-психологические мотивация учащихся взаимоотношения ученик-учитель взаимоотношения ученик-класс взаимоотношения учитель - родители физиолого-гигиенические учебная нагрузка средства и методы обучения и воспитания качество дидактических материалов педагогические методики организация физического воспитания педагогические
-
Факторы риска
Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в системе физического воспитания; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
-
Образовательная среда -
это совокупность условий и средств, соответствующая особенностям развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их особым образовательным потребностям
-
-
-
Учебный план
-
Адаптивные образовательные программы
Создание адекватных комфортных условий обучения для детей с разными учебными возможностями; расширение жизненных компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья Трудовое обучение «Кулинария» Трудовое обучение Декоративно-прикладное творчество Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Коррекционный курс «Развитие познавательных процессов» Коррекционный курс социальной поддержки «Я и мир вокруг меня» Факультативный курс «Физическая культура» Факультативный курс «Этика и психология семейной жизни» «Изобразительное искусство» «Ритмика» , «Музыка и пение» Разработка программ для детей со сложной структурой дефектов в развитии
-
Вариативные формы получения образования
Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы
-
Организация учебного дня
Утренняя зарядка Динамические перемены Физкультурные минутки Организация перемен, дежурство Организация режима питания
-
Здоровьесберегающие технологии - это
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
-
Приоритеты здоровьесберегающей работы учителя
снятие учебных перегрузок школьников организация физической активности учащихся организация правильного питания предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом
-
охрана и укрепление психического здоровья учащихся формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
-
Принципы здоровьесбережения
Принцип не нанесения вреда Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов Принцип целостного представления о здоровье Принцип непрерывности и преемственности здоровьесбережения
-
Принцип сотрудничества (субъект-субъектного взаимоотношения) с учащимися Принцип соответствия сознания и организации обучения возрастным особенностям учащихся Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье
-
Здоровьесберегающие принципы организации современного урока
Современный урок – это урок без стрессов
-
Требования к организации учебного занятия с позиции здоровьесбережения
В начале урока обратите внимание на санитарно-гигиенические условия в учебном классе: Температура и свежесть воздуха ( чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся) Качество освещения класса и доски, помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственное Шумовой (звуковой фон) Чистота помещения, аккуратность
-
Санитарно-гигиенические условия
Чистота классной доски Знание и учет физических и психологических особенностей каждого ученика (зрение, слух, особенности восприятия, внимание и т.д.) Место и длительность применения ТСО Подготовка дидактических материалов и их соответствие требованиям к наглядным пособиям
-
Эффективность усвоения знаний в течение урока
5 – 25 минута – 80% 25 – 35 минута – 60 – 40% 35 – 40 минута – 10%
-
Число видов учебной деятельности, используемых учителем
опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок в старших классах - 7-10 минут. в начальных классах – 5- 7 минут Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности:
-
Число использованных учителем видов преподавания
словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок. Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.
-
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
-
Физкультминутки и физкультпаузы
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
-
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
-
Благоприятный психологический климат на уроке
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
-
Преобладающее выражение лица учителя
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.
-
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
-
Темп и особенности окончания урока
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
-
Состояние и вид учеников, выходящих с урока
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
-
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
-
Каким должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
снижение утомления школьников, создание благоприятного психологического климата, обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения, выполнение санитарно-гигиенических условий.
-
Школа должна быть местом радости, спокойствия и сотрудничества
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.