Содержание
-
«Здоровьесберегающие технологии в школе»
Адмиралтейский район, ГБОУ Лицей №281, учитель биологии Кольчева Т.Ю.
-
Здоровьесберегающая технология
это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
-
По данным Минздрава России
-
Внешние факторы риска:
-
Внутренние факторы риска:(в самом образовательном учреждении)
организация учебного процесса, методика организации урока; организация и реализация воспитательного процесса; двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время; создание медицинского обслуживания в образовательном учреждении; организация питания в образовательном учреждении; соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении.
-
Школьные факторы риска
Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
-
Принципы здоровьесбережения
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
-
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
Педагогика сотрудничества: приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Технологии развивающего обучения: знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов: целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей.
-
· технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных качеств учащихся посредством учебных предметов; · технология дифференцированного обучения позволяет осуществлять учёт особенностей; · технология проблемного обучения создаёт условия для самовыражения учащихся, позволяет использовать разнообразные приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу; · технология безотметочного обучения усиливает внутреннюю мотивацию учеников и обеспечивает комфортное состояние учащихся. · технология диалогового обучения даёт возможность педагогу превратить урок в пространство эффективного общения, создаются условия для самовыражения учащихся, благоприятного психологического фона; · технология рефлексивного обучения даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала; · педагогика сотрудничества – помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
-
Правило 1. Правильная организация урока
1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.
-
Правило 2. Использование каналов восприятия
Левополушарные учащиеся Характерен: словесно-логический стиль познавательных процессов; склонность к абстрагированию и обобщению. Необходимо на уроке: ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке. Правополушарные учащиеся Развито: конкретно-образное мышление и воображение Необходимо на уроке: связь информации с практикой; анализ от целого к частному; задачи зрительно-пространственного анализа; творческие задания; эмоции; эксперименты; речевой и музыкальный ритм.
-
Виды восприятий
Визуальное восприятие: выделение на доске цветом различных пунктов; выполнение письменных упражнений, составление опорных конспектов; использование письменных инструкций; использование таблиц, схем, видео, наглядных пособий. Аудиальное восприятие: использование вариаций голоса: громкость, паузы, высота; использование сигнальных слов: говорить, слушать, другими словами и т.д.; рекомендуются дискуссии, устные задачи, упражнения, просмотр видеофильмов. Кинестетическое восприятие: использование жестов, прикосновения, сигнальных слов: ощущаю, управляю, действую; передача информации в игре, при выполнении практического эксперимента; смена видов деятельности.
-
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
-
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности (Эффективность усвоения знаний в течение урока)
5 – 25 минута – 80% 25 – 35 минута – 60 – 40% 35 – 40 минута – 10%
-
Каким должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
снижение утомления школьников; создание благоприятного психологического климата; обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения; выполнение санитарно-гигиенических условий.
-
Рациональная организация урока
Факторы Плотность урока Количество видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Частота чередований различных видов учебной деятельности Чередование видов преподавания Количество видов преподавания Наличие эмоциональных разрядок Чередование позы Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток Психологический климат Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Рациональный уровень Не менее 60% и не более 80% Четыре-семь Не более 10 мин Смена не позже чем через 7–10 мин Не позже чем через 10–15 мин Не менее трех Два-три Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся На 20‑й и 35‑й минутах урока по 1 мин. Из трех легких упражнений с тремя-четырьмя повторениями каждого Преобладают положительные эмоции Не ранее 40 мин
-
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения:
Гигиенические условия в классе (кабинете). Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок. Использование методов, способствующих активизации. инициативы и творческого самовыражения учащихся. Позы учащихся и их чередование . Физкультминутки и физкультпаузы. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке. Преобладающее выражение лица учителя. Темп и особенности окончания урока.
-
Возможные результаты здоровьесберегающей деятельности
Повышение функциональных возможностей организма учащихся. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Повышение приоритета здорового образа жизни. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников. 7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей. Оценить результаты деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков, позволяет модель личности ученика.
-
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики
Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения. Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями. Активизация развития всех сфер личности учащихся. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр). Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.
-
Используемая литература
Анастасова Л.П., Кучменко В.С. «Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии» Библиотека учителя. Вентана – Граф. 2007. с 20-21. Москва. . Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление). Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская). Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147 Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.