Содержание
-
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРИ ДИЗАРТРИИ
Учитель-логопед МДОУ № 68 Сорокина Ирина Викторовна
-
Обследование речи всегда является комплексным и системным, обследование речи при дизартрии так же состоит из следующих разделов: медицинский логопедический психолого - педагогический.
-
Основные направления обследования детей с дизартрией. СБОР АНАМНЕСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ АНАЛИЗ ДАННЫХ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕВРОЛОГА ОБСЛЕДОВАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО И КИНЕТИЧЕСКОГО ПРАКСИСА, ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МИМИЧЕСКОЙ МОТОРИКИ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ: Звукопроизношение; Просодическая сторона речи и дыхание; ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ; ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (для детей старше 7 лет).
-
Серия заданий направлена на исследование мимической моторики (мимической мускулатуры). Мышцы лба. -нахмурить брови; -поднять брови; -наморщить лоб; Мышцы глаз. -легко сомкнуть веки -плотно сомкнуть веки -подмигнуть любым глазом; -закрыть правый глаз, затем левый Мышцы щек. надуть правую щеку; надуть левую щеку; надуть обе щеки одновременно; ("Толстый Петя") перекатывать воздух из одной щеки в другую (полоскание); втянуть щеки ("Худенький Петя") попеременно , с паузами, втягивать то правую, то левую щеку; Мышцы носа -сморщить нос;
-
Исследование возможности произвольных мимических движений, отображающих эмоциональные состояния Удивление (Увидели очень красивый цветок или животное); Радость (Как ты радуешься, когда мама приходит); Грусть Испуг (Если увидишь что - то страшное, как испугаешься); Недовольство Исследование символического прасиса лицевой мускулатуры -покажи, как ты целуешь маму; -оскалься; -улыбнись; -свист; -плевок; -поцокай;
-
Логопед отмечает. Особенности мимики: живая, выразительная, эмоциональная или невыразительная, неэмоциональная, "маскообразное" лицо, гипомимичное лицо. Оценивается уровень развития функции мышц лица и неврологическая симптоматика: -состояние тонуса лицевой мускулатуры: спастичность, гипотония, дистония, норма; -недостаточность мимической моторики - гипомимия; -сглаженность носогубных складок; -асимметрии лица (асимметрии при выполнении упражнений) -гиперкинезы лица (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц). -оральные синкинезии (дополнительные движения непроизвольно присоединяющиеся к произвольному, например, содружественные движения носа и щек, бровей щек и губ) -сохранная функция;
-
Серия заданий направленная на исследование уровня сформированности артикуляционной моторики (4 теста 31 проба) Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукрпроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции стр. 101 Исследование движений губ. 1.Крепко сжать губы. 2. Вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука У; 3. Растянуть губы в улыбке так, чтобы не было видно зубов; 4. Попеременно поднимать углы рта. 5. Поднять верхнюю губу; 6. Опустить нижнюю губу; 7. Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю губу. 8. "Улыбка" Растянуть губы в улыбке, обнажив передние нижние и верхние зубы; 9. Вытянуть губы вперед трубочкой (губы сомкнуты); 10. Чередовать улыбку - трубочку; 11. Произносить (без голоса) с утрированной артикуляцией цепочку из гласных звуков А- У- И- Ы.
-
На основании полученных результатов дается характеристика тонуса губной мускулатуры: спастичность гипотония; дистония; норма характеристика подвижности губ: малоподвижны; недостаточно подвижны; подвижны; отмечается наличие асимметрии в губной мускулатуре.
-
Исследование движений нижней челюсти 12.Широко раскрыть рот, движение нижней челюсти вниз; 13. Плавно закрыть рот (движение нижней челюсти вверх); 14.Сделать движение нижней челюстью влево - вправо с удержанием челюсти в смещенном состоянии; 15.Имитация жевания; 16.Выдвижение нижней челюсти вперед; 17.Максимальное оттягивание нижней челюсти назад; На основании полученных результатов дается характеристика подвижности нижней челюсти (строго ограничена, недостаточна, амплитуда движений нормальная или снижена, наличие смещения нижней челюсти в покое и в движении).
-
Исследование движений языка. 18.Высунуть широкий язык "лопаточкой" и удержать на счет 5 - 7 на нижней губе; 19.Высунуть язык "Иголочкой" и потянуть его к подбородку; 20.Чередовать иголочку и лопаточку; 21.Высунуть язык и поднять кончик языка к носу; 22.Помещать широкий язык поочередно то на верхнюю, то на нижнюю губу - "качели"; 23.Движения языком влево - вправо "маятник" или "часики"; 24.Движения языка от правого к левому углу рта и обратно по нижней губе; 25.Движения языка от правого к левому углу рта и обратно по верхней губе; 26.Высунуть язык и загнуть боковые края языка "лодочка"; 27.Сделать язык "чашечкой" -; 28.Пощелкать языком "лошадка"; 29.Присосать язык к небу "грибок«;
-
На основании полученных результатов дается Характеристика тонуса мышц языка: спастичность, гипотония; дистония; норма. Характеристика подвижности языка: строго ограничена; не достаточна; достаточна. Объем артикуляционных движений: не полный; амплитуда движений снижена или нормальная. Отмечается наличие гиперкинезов, тремора, отклонений языка в сторону.
-
Исследование движения мягкого неба. 30. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произнести звук А; 31. Широко открыть рот и зевнуть. Дается характеристика тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (ограниченная, недостаточная, норма), отмечается отклонение мягкого неба и маленького язычка в сторону.
-
Исследуются следующие компоненты артикуляционных движений: Способность к удержанию артикуляционной позы; Способность переключения с одного движения на другое; Равномерность работы мышц; Объем движений; Тонус мышц в покое и при выполнении движений; Темп выполнения движений; Точность движений; Дифференциация движений; Двигательные замены; Синкинезии.
-
В течение всего обследования и в процессе речи отмечаются особенности артикуляции: Артикуляция четкая, движения активные, точные дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме; Артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движений, движения воспроизводятся в неполном объеме, амплитуда снижена; Артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движений строго ограничена;
-
Отмечается наличие неврологической симптоматики: Нарушения мышечного тонуса (гипотония, дистония, спастичность); Гиперкинезы; Атаксия; Апраксия; Синкинезии; Состояние рефлексов: повышены или понижены; Наличие патологических рефлексов орального автоматизма; Гиперсаливация;
-
При обследовании звукопроизношения следует учитывать следующие особенности: часто встречающаяся нестабильность, непостоянство нарушения звукопроизношения (когда один и тот же звук может быть заменяемым и заменяющим, иногда произносится верно, но в отдельные моменты искажается и т.д.); различные нарушения произношения гласных; Различное произношение отдельного звука изолированно и в речевом потоке; зависимость произношения отдельного звука от положения в слове, звук произносится различно в открытом слоге, в закрытом слоге, в стечении согласных.
-
Наличие различных призвуков (например, призвуков гласных при произнесении согласного звука или призвуков согласных к – кх, распадение аффрикат на два звука); Нарушения произношения звуков раннего онтогенеза , которые при дислалии обычно не нарушаются (губных, губно- зубных и т.д.); Изменение качества произношения в зависимости от ситуации общения, скорости воспроизведения речевого материала, сложности слов по слоговой структуре и т.д.
-
Обследование дыхания и просодической стороны речи. Просодика – совокупность ритмико – интонационных свойств речи и характеризуется такими качествами как тембр, высота, сила голоса, мелодика, темп, паузы, модуляции голоса, ритм и логические ударения и речевое дыхание. Просодические компоненты речи значительно влияют на восприятие речи, понимание речи и смысловую ее сторону. В речи часто смысловые оттенки передаются с помощью интонации, а не помощью смысла слова.
-
Архипова Е.Ф.в книге «Стертая дизартрия у детей» рекомендует следующую программу исследования просодики: Обследование восприятия ритма Обследование воспроизведения ритма Обследование восприятия интонации Обследование воспроизведения интонации Обследование восприятия логического ударения Обследование воспроизведения логического ударения Обследование модуляций голоса по высоте, силе, тембру Выявление назализации Обследование речевого дыхания Обследование темпо – ритмической организации речи Обследование состояния речевого самоконтроля
-
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. 1. Выявляют тип дыхания: При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются. При грудном дыхании расширяется грудь на вдохе. При межреберном (диафрагмальном) дыхании при вдохе выпячивается живот, а при выдохе живот опадает. Ребенку предлагают спокойно посидеть, постоять, полежать на кушетке. Руки логопеда располагают одна на плечах, другая на животе Определяют какая часть туловища поднимается. 2. Выявляют особенность дыхания дышит носом или ртом. Вдохни носом и выдохни носом несколько раз рот закрыт. Вдохни носом, а выдохни ртом. Вдохни ртом и выдохни ртом. Вдохни ртом, а выдохни носом.
-
3. Исследование целенаправленности воздушной струи. Предлагают подуть на ватный шарик, пузырек, свечку. 4. Исследование силы воздушной струи. Дуть на граненый карандаш так, чтобы он покатился по столу. Дуть в губную гармошку, задуть горящую свечку, загонять «мяч» (ватный шарик) в ворота. 5. Исследование особенностей речевого дыхания. Воспроизведение на одном выдохе предложений с постепенным увеличением количества слогов. Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки. Воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда (посчитай от 1 до 10). Воспроизведение короткого стихотворения.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.