Презентация на тему "Обучение как дидактическая система"

Презентация: Обучение как дидактическая система
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Обучение как дидактическая система" по педагогике. Презентация состоит из 16 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.28 Мб.

Содержание

  • Презентация: Обучение как дидактическая система
    Слайд 1

    Обучение как дидактическая система

    Н.П.Мурзина, доцент, к.п.н. ОмГПУ

  • Слайд 2

    Понятие о дидактике

    Формально дидактика (от греческого didasko -- учить, доказывать, объяснять) - отрасль педагогики, исследующая научные основы обучения и образования. Другое определение дидактики -- теория обучения -- как наука о способах и методах целенаправленного процесса приобретения или/и передачи знаний. Современная дидактика - «теоретический стержень» педагогики, отвечает на вопросы: «чему учить?» и «как учить?». Методика обучения отвечает на эти вопросы в рамках обучения учебного предмета.

  • Слайд 3

    Дидактика как наука

    Дидактикой называется общая теория обучения. Это особая часть педагогики, изучающая закономерности общего процесса образования и воспитания в обучении. Дидактические принципы, т. е. принципы теории обучения, определяют содержание, методологию, формы и методы процесса обучения и воспитания.

  • Слайд 4

    История становления дидактики

    Термин «дидактика», по-видимому, впервые ввел в начале XVII в. немецкий педагог Вольфганг Ратке. Я. Коменский в труде под названием «Великая дидактика» впервые изложил целостную систему дидактических принципов, явивших собой основание научной педагогики. Теория обучения в «Великой дидактике» рассматривала проблемы содержания образования, организации учебного процесса, вопросы методов обучения. И. Г. Песталоцци. В начале XIX в. он обосновал методику элементарного образования. Утверждение возможности построения обучения как четкого, разделяемого на простейшие элементы, формализуемого на всех этапах индуктивного процесса. Идея алгоритмизации как максимально четкого, подробного и последовательного изложения учебного материала является фундаментальной идеей современного процесса обучения.

  • Слайд 5

    И.Ф. Гербарт, ф. Дистервеги др. ( середина XIX в.) дальнейшая разработка системы дидактических принципов , добавились положения, указывающие на необходимость постоянного развития интереса учащихся не только к знаниям, но и к самому процессу получения знаний. П. Ф. Каптерев (нач. XX в.) «Дидактические очерки» - проблема отбора содержания образования, вопросы элективного (выборочного, факультативного) обучения уже для учащихся 11— 14 лет т.е множественности образовательных вариантов на старшей ступени школьного обучения. Современные теории обучения, основаны на данных психологии мышления, нейропсихологии, искусственного интеллекта, элементы запоминания и переработки информации, т. е. процессы формирования систем знаний и процессы логического вывода одних знаний из других .

  • Слайд 6

    Структура дидактики:

    Первый раздел дидактики дает сведения о содержании всего образования и обучения. Второй раздел рассматривает процесс обучения с точки зрения разных дидактических систем в рамках педагогики и в какой–то степени психологии. Третий раздел изучает законы и закономерности процесса обучения, а также те принципы, которые вытекают из этого обучения. Четвертый раздел посвящен методам обучения и его средствам. В пятом разделе исследуются формы организации и осуществления учебного процесса. Шестой раздел рассматривает методы контроля результатов обучения. Седьмой раздел дидактики уделяет особое внимание технологиям и системам обучения.

  • Слайд 7

    Принципы дидактики

    Классические Принцип научности Принципы преемственности и последовательности изложения учебного материала Принцип доступности изложения учебного материала Принцип сознательности обучения Принцип индивидуально ориентированного обучения Принцип наглядности Принцип творческого, развивающего обучения Современные дидактические системы принцип деятельности; (В.В.Давыдов) принцип минимакса; (А.А.Леонтьев)  принцип психологической комфортности; (Амонашвили Ш.А.) принцип непрерывности; принцип целостного представления о мире; принцип вариативности; принцип творчества. (Л.В.Занков) Правильное использование принципов теории обучения (дидактики) лежит в основе работы педагога при построении плана занятий, при разработке такой структуры урока, которая бы стимулировала творческую активность учащихся, заинтересовывала их и тем самым позволяла добиваться высоких результатов обучения.

  • Слайд 8

    Основные понятия, или категории, дидактики

    Образование - целенаправленный процесс и конечный результат приобретения способов деятельности, познавательных навыков и научных знаний. Обучение - целенаправленный процесс познания окружающего мира в результате взаимодействия школьника и учителя при достижении определенных целей образования. Обучение тесным образом связывает два важнейших процесса: преподавание и учение. Обучение сочетает в себе два вида деятельности – учителя и ученика. В совокупности этих видов проявляется двусторонний характер обучения. Преподавание- это процесс деятельности учителя в рамках обучения. Целью преподавания традиционно являлась передача школьникам необходимых навыков, знаний и умений – сегодня создание условий для учения. Учение - учебно-познавательная деятельность школьника в период обучения.

  • Слайд 9

    Основные типы (модели) взаимодействия учителя и ученика(В.В.Давыдов, А.В.Петровский)

    Учебно-дисциплинарная: цель – вооружить знаниями, умениями и навыками; способы общения- наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации; тактика – диктат и опека; позиция педагога – реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций; лозунг – «Делай, как я!»; формы – фронтальные, жесткий регламент во времени. Результат – взаимное отчуждение, реактивность, невротизация, иллюзорная уверенность в эффективности 9

  • Слайд 10

    Основные типы (модели) взаимодействия (В.В.Давыдов, А.В.Петровский)

    Личностно ориентированная модель: Цель – обеспечить чувство психологической защищенности, доверие, формирование личности, развитие индивидуальности, предупреждение возможных «тупиков», содействие развитию личности, ЗУНы не цель, а средство развития; способы общения – понимание, признание, и принятие личности, способность стать на позицию другого, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции; тактика общения – сотрудничество, позиция – исходить из интересов ребенка и перспектив его развития, основное положение – «Не рядом и не над, а вместе!», ребенок полноправный партнер. Формы – активные. Результат расширение познавательных и творческих способностей, прав, перспектив 10

  • Слайд 11

    Закономерности обучения

    1) обучение содержит собственные виды и формы; 2) обучение имеет свои цели, задачи, содержание, принципы и методы познания; 3)особенности учебного процесса тесным образом связаны с историческим ходом жизни общества; 4) движущей силой обучения являются противоречия:

  • Слайд 12

    Противоречия

    1. Противоречие, связанное с выдвигаемыми познавательными задачами и существующим уровнем знаний, умений и навыков учеников, а также с их умственным развитием. 2. Противоречие, связанное с личным опытом школьника до начала процесса обучения и с его переоценкой в период обучения. 3. Противоречие, связанное с необходимой в обучении схемой размышлений и с привычной для ученика к структурному мышлению. 4. Противоречие, связанное с наукой и учебным предметом. 5. Противоречие, связанное с соотношением как чувственного и рационального познания, так и конкретного и абстрактного. Считается, что это противоречие особенно важно в период обучения в начальных классах. Дело в том, что младшие школьники в это время стоят на пути перехода мышления от конкретного к абстрактному.

  • Слайд 13

    Функции обучения

    Образовательная функция выполняется посредством приобретения знаний, умений и навыков. Воспитательная функция обеспечивает становление необходимых в современной самостоятельной жизни качеств индивида: волевые, эстетические, нравственные и другие качества. Результатом развивающей функции считается умственное развитие школьников, становление их познавательных качеств: познавательную активность, природные способности, логическое мышление, способности к умозаключениям и выполнению логических операций. Они тесно связаны между собой, что дает возможность формировать необходимые качества человека На начальном этапе обучения в школе развивающая функция направлена на развитие способности учиться, развитие универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

  • Слайд 14

    Структура процесса обучения

    Цель (Идеальный образ результата) Содержание образования (учебный материал) Методы (действия педагога и ученика для передачи, переработки , восприятия содержания) Средства обучения Формы организации Результат

  • Слайд 15

    Требования к условиям организации учебного процесса в ФГОС

    - организацию учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов; - выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании; - организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.

  • Слайд 16

    Логика учебного процесса с позиций ФГОС

    Основные этапы освоения детьми учебного материала, которые могут быть примерно описаны следующим образом: Этап 1. Конструирование смысла. На этом этапе – первоначального ознакомления с ведущими понятиями, обобщениями и т.п., этапе формирования ориентировочной основы учебных действий – целесообразно планировать такую деятельность, посредством которой учащиеся конструируют значение (смысл) изучаемого учебного материала как результат непосредственного опыта манипулирования с реальными предметами, их изображениями, наглядным материалом и т.п. и последующего обсуждения. Этап 2. Перевод понятого значения (смысла) в условные знаки, символы, обозначения, термины. На этом этапе, который также может быть связан преимущественно с формированием ориентировочных действий, изучаемые конкретные объекты, явления и/или процессы связываются с условными обозначениями. Поэтому наиболее целесообразным является планирование такой деятельности, в ходе которой учащиеся совершают различные манипуляции с моделями (овеществленными заменителями) реальных объектов и с элементами символьного ряда. На этом этапе понимание учащихся выражается через правильное использование условных обозначений и символов. Этап 3. Понимание и применение На этом этапе целесообразно планировать деятельность, протекающую в аутентичном контексте (максимально приближенную к реальным ситуациям). В ходе ее выполнения и при оформлении результатов этой деятельности (в том числе – результатов рассуждений и размышлений) учащиеся выбирают и используют необходимые условные обозначения. На этом этапе понимание учащихся и мера их освоения учебного материала выражаются в том, что они используют закономерности и связи, чтобы анализировать проблемные ситуации, над которыми работают; выдвигают идеи и оценивают собственные и чужие идеи; используют модели, факты, свойства и отношения для пояснения хода своих размышлений; аргументируют свои ответы и обосновывают процессы, с помощью которых пришли к решению Особенности каждого этапа могут служить общими ориентирами в выборе методов внутренней текущей оценки. «Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам» Логинова О.Б., Фирсов В.В., Леонтьева М.Р.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке