Содержание
-
Основные направления работы с семьей в ДОУ педагога-психолога.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.»
-
ФГОС ДО (установки по работе с родителями)
«..сотрудничество Организации с семьёй»; «..оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»; «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»; «обсуждение с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы ДОУ»; «информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ» Цель ДОУ : создание условий в ДОУ для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, повышения грамотности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО
-
Задачи ДОУ по работе с родителями:
1. Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей. 2. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.3. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, активизация и обогащение воспитательных умения родителей. 4. Поддерживать инициативы семьи, способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада, . 5. Популяризировать деятельность ДОУ. Статья 18 "Закона об образовании" РФ гласит: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»
-
Принципы ДОУ по работе с родителями:
Целенаправленность Систематичность Поэтапность Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи Доброжелательность Открытость Взаимопонимание Доверие
-
Специалисты, задействованные в решении задач
Заведующая Инструктор по ФК Зам.зав. по УМР Воспитатели Ст.воспитатель Психолог Воспитатели Логопед Психолог Логопед Инструктор по ФК Музыкальные руководители Музыкальные руководители родители дети
-
Направления работы с родителями
Оказание помощи семье в воспитании Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс Поднятие престижа семьи, её традиций Культурно-просветительская работа Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей Повышение педагогической грамотности родителей Создание условий для реализации личности ребёнка Гармонизация внутрисемейных отношений
-
Формы работы с родителями
Социальный анамнез семьи Тренинги как форма работы с родителями Патронаж Ярмарки и творческие мастерские Общие и групповые родительские собрания Организация дней открытых дверей для родителей Организация горячей линии «Телефон доверия» и почтового ящика Участие родителей в методических мероприятиях (педагогические советы, семинары, конференции, круглые столы, коллоквиумы, лектории) Консультации по различным вопросам воспитания и обучения детей Родительские встречи «Семейная академия» Работа с трудными семьями Психологическая поддержка семей (консультации) Совместное проведение праздников, досугов (творческие мастерские, педагогические гостиные, спортивные развлечения, арт-проекты) Совместная организация экскурсий Проведение конкурсов совместного детско-родительского творчества Просветительская работа через информационные стенды Привлечение родителей в созданию развивающей среды ДОУ Информационные бюллетени Экспресс-опросы, анкетирование
-
Наряду с традиционными формами, ФГОС ДО указывает на необходимость: - информирование родителей о целях ДО, образовательных ориентирах РФ - изучения запросов родителей - создание образовательных проектов совместно с семьей (проектная деятельность) - вовлечение родителей в образовательную деятельность - организация консультативных пунктов (служб)
-
Формы работы с молодыми родителями
Клуб молодого родителя Индивидуально-консультативная помощь Совместный анализ проблемных педагогических ситуаций Тренинг личностного роста Практическое знакомство с современными технологиями воспитания и обучения
-
Введение инноваций в педагогический процесс Тренинг профессионально-педагогического общения через организацию деловых игр Интерактивные методы работы Мастер-классы, практические семинары, консультации Творческие мастерские Клуб педагогического мастерства
-
Формы работы с родителями в адаптационный период
Создание рекламно-информационной среды; Сбор информации о потенциальных воспитанниках; Реализация программы «Здравствуй, детский сад!»; Работа клуба «Здоровый малыш»; Участие будущих воспитанников ДОУ в творческой жизни детского сада; Патронаж семей будущих воспитанников; Составление индивидуальной программы адаптации
-
«На пороге Детского сада»
1. Создание информационно-рекламной среды. Привлечь внимание родителей к учреждению помогает информационно-рекламная среда: ролик и реклама, визитная карточка ДОУ, информационные стенды. 2. Сбор информации о потенциальных воспитанниках. В ДОУ имеется банк данных о родителях и детях на основе данных детской поликлиники№10. Составление индивидуальной программы адаптации- целью которой является обеспечение психофизического благополучия детей раннего возраста. 3. Посещение ребенка на дому. Цель: установление более тесного контакта с семьёй, изучение условий жизни воспитанника ДОУ и оказание необходимой помощи родителям в воспитании ребенка, если они в таковой нуждаются.
-
ПРИГЛАШЕНИЕ Дорогой друг! Приглашаем тебя в детский сад В нашей группе «Золотой Петушок» тебя ждут новые друзья, игрушки, книжки. Вместе мы будем играть в интересные игры, читать книги, рисовать, лепить из пластилина. Мы ждём тебя, обязательно приходи! Твои воспитатели:
-
«Здравствуй малыш!»
1. Индивидуальная программа адаптации: индивидуально-профилактические мероприятия; индивидуальный гибкий режим в период адаптации; заполнение адаптационных листов. 2. Работа с родителями; организация единого режима в ДОУ и семьи; гибкий режим посещения ДОУ для сокращения адаптационного периода. 3. Медико-оздоровительная работа для предупреждения дезадаптации детей в адаптационный период. реализация общеукрепляющих мероприятий для всех детей ясельной группы; индивидуальная психологическая помощь детям «группы риска». 4. Для проведения проблемно-ориентированного анализа создается портрет семьи, содержащий полные сведения о биографических данных родителей, социально-бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, методах воспитания, особенностях соматического здоровья ребенка.
-
Алгоритм прохождения адаптации
Первая неделя Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 2—3 ч (9.00— 11.00) Цели:закладывать основы доверительного отношения к посторонним взрослым, симпатии к воспитателю; способствовать эмоциональному восприятию сверстников; подробно познакомить с расположением помещений в группе. Вторая неделя Ребенок находится в детском саду 2—3 ч без мамы (9 00— 11.00). Цели:установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком (ребенок сам идет на руки, на колени, принимает ласку воспитателя, смело обращается за помощью); закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам, способствовать развитию игры «рядом»; побуждать к самостоятельным действиям в группе, закреплять умение ориентироваться в помещениях группы, находить предметы личного пользования (с помощью взрослого, опираясь на индивидуальную картинку). Третья неделя Посещение ребенком ДОУ в первую половину дня (7.00— 12.00). К концу недели ребенок по желанию остается на дневной сон. Цели:приучать ребенка к приему пищи в ДОУ (привыкание к новому ассортименту блюд, их вкусовым качествам); привлекать к совместным играм по типу «Шли, шли, что-то нашли...»; учить слышать голос воспитателя, откликаться на его призыв, просьбу; формировать у детей навыки самообслуживания, побуждать к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого. Четвертая неделя Дети посещают детский сад в течение всего дня. Цели: организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психический комфорт; развивать уверенность ребенка в себе и своих возможностях, пробуждать активность, самостоятельность, инициативу; развивать чувство сопереживания, желание помочь и утешить вновь прибывших детей, установить незыблемые правила общежития; подготовить ребенка к расширению круга общения с другими сотрудниками ДОУ, со старшими детьми; поощрять культурно-гигиенические навыки.
-
«Хочу быть здоровым и умным!»
1. Для коррекции физического и психического здоровья ребенка большое значение имеет выполнение схемы индивидуальных лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий при непосредственном участии семьи. 2.Прослеживание динамики развития ребенка, определение статуса его физического здоровья, ведение карты, паспорта здоровья позволит родителям получить полную информацию. 3.Важнейшее условие сотрудничества — организация их совместной деятельности, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Для реализации этой работы в дошкольном учреждении используются традиционные и нетрадиционные коллективные и индивидуальные формы деятельности . 4. Как варианты нетрадиционных форм работы с родителями предлагаются: научно-практическая конференция «Система взаимодействия медико-педагогического и родительского коллективов» и ток-шоу «Зеркало»и др. 5. Для облегчения адаптации ребенка психологом, педагогами проводится педагогический ликбез: индивидуальные и групповые консультации; выступления на родительских собраниях; информация в родительских уголках и библиотечках семейного чтения; тренинговые занятия.
-
Коллективные формы взаимодействия
Коллективные Педагог- родитель Социальный анамнез семьи Родительские собрания Конференции Семинары Заседания родительского комитета Клуб для Родителей «Семейная академия» Творческие вечера Проект «Будь здоров малыш!» Тренинги Семинары
-
Социальный анамнез семьи
Социально-демографический паспорт семьи Фамилия ребенка, имя, отчество_____________________________________________ Дата рождения ___________________ МБДОУ №34 Группа__________ Воспитатели______________________________________________________________ Дата заполнения паспорта___________________________________________________ Домашний адрес:___________________________________________________________ Телефон___________________________________________________________________ Мать (ФИО)_______________________________________________________________ Год рождения______________________________________________________________ Место работы, телефон______________________________________________________ Должность________________________________________________________________ Образование_______________________________________________________ Отец (ФИО)_______________________________________________________ Год рождения______________________________________________________ Место работы, телефон______________________________________________ Должность ________________________________________________________ Образование_______________________________________________________ Материальное положение: хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное, крайне неудовлетворительное. Жилищные условия : 1- комн.квартира,2-комн.квартира,3-комн.квартира,4-комн.квартира; частный дом; общежитие; снимают жильё. Состав семьи: полная, неполная (в разводе, вдова), неполная (мать одиночка), неполная (с отцом), воспитывает бабушка, оформлено опекунство. Количество детей: имеют одного ребенка, имеют двух детей, имеют трех детей, имеют более трех детей.
-
Социальное положение
Социальное положение Рабочий 22,7% Торговля Сфера услуг 6,3% МВД Военные 4 % ЧП ИП 0,3 % Образование наука, культура 4,4% Руководители СпециалистыСлужащие 37,6 % Медицина 5 %
-
Образование родителей Образование родителей Высшее 59,4% Средне-специальное 25,9% Cреднее 10,8% Незаконченное высшее 3,9%
-
Возраст родителей
Возраст родителей (мамы, папы) от 25 до 30 лет 30,1% от 30 до 40 лет 54,3% от 40 и старше 11,5% от 20 до 25 лет 4,1%
-
Состав семьи
Состав семьи Неполная (с отцом) 0% Полная 61,10% Воспитывает бабушка 0,30% Неполная семья (в разводе, вдова) 17% Неполная (мать одиночка) 22%
-
Количество детей в семьях
Количество детей в ДОУ-415 Имеют одного Ребенка 55,5% Имеют двух детей 39,7% Имеют троих детей 4,5%
-
Участие родителей в праздниках и досугах
-
Организация семинаров, творческих мастерских, фотовыставок, арт-проектов
Организация совместных семинаров для родителей и педагогов является продуктивной формой работы по обмену опытом. Проведение мастерских, конкурсов, выставок, организация арт-проектов раскрывают творческий потенциал родителей.
-
«Не знают скуки!» «Умелые руки» Проведение конкурсов совместного детско-родительского творчества
-
Проведение конкурсов совместного детско-родительского творчества
«Делаем сами-своими руками!» «Ярмарка мастеров и мастериц»
-
«Внедрение оздоровительных технологий в жизнь семьи ДОУ
-
«Внедрение оздоровительных технологий в жизнь семьи ДОУ ( мастер класс педагога-психолога в рамках проекта «Будь здоров малыш!»)
-
Наглядно-информационные формы взаимодействия
Наглядно-информационные Опросы, срезы, анкетирование Выставка детских работ Визитная карточка ДОУ и группы Папки-передвижки Оформление фотоальбомов о жизни детей в ДОУ Стенды
-
Поддержка информационной компетентности родителей
Одна из форм поддержки информационной компетентности родителей являются информационные стенды для родителей «Родительский калейдоскоп». Основные рубрики: «Давайте познакомимся!». «С днём рождения!». «Советы педагога». «Советы психолога». «Поиграем». «Почитай-ка!». «Рецепты нашего стола». «Уголок поэзии». «Умора». «Как мы живём!». Методические разработки, создание библиотеки, памятки для родителей, газета для родителей, информационные листы – всё это является поддерживающим фактором информационной компетентности родителей и педагогов.
-
Семья для ребенка – это источник общественного опыта.Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.И если мы хотим вырастить нравственно- здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.
-
Педагог-психологКретинина Ю.Ю.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.