Содержание
-
Особенности и проблемы развития речи дошкольников
-
Речь Система используемых звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Этапы развития речи 1 этап – доречевой: а) гуление с 2 до 5 месяцев, б) лепет с 5 до11 месяцев. 2 этап – первичное освоение языка и усвоение фонетики с 11 месяцев до 1 года 7 месяцев. 3 этап – усвоение грамматики с 1 года до 3 лет.
-
Ранний возраст (от рождения до 2 лет) Первый год жизни. Идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи; Развивается физический и фонематический слух; Появляются голосовые реакции. - Время появления слов на первом году жизни у детей различно: Одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие – в 1 год 2 месяца, а некоторые позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 10 – 15.
-
Первый год жизни. Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. - К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении гласные звуки: а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г.
-
Ранний возраст (от рождения до 2 лет) Второй год жизни. Возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь; Понимание резко опережает активную сторону речи; До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение.
-
Второй год жизни. Словарный запас увеличивается от 6-10 до 40-50 слов; К двум годам некоторые дети осваивают отдельные грамматические категории: согласование существительного с глаголами, изменение существительных по падежам; Однако предлоги и союзы еще отсутствуют; Четко начинают произносить гласные - а, -у, -и, -о, но звуки –ы, -э заменяют звуками –и, -йэ.
-
Младший дошкольный возраст (от 2 лет до 4 лет ) Третий год жизни. Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает; Возрастает понимание ребенком речи; Словарный запас увеличивается в 3-4 раза (примерно 200-300 слов): существительные составляют 60% словарного запаса, глаголы – 27%, прилагательные – 10-12%.
-
Третий год жизни. Ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки; Договаривать отдельные слова или группы слов; Становиться доступным отгадывание простых загадок.
-
Четвертый год жизни. Ребенок начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения; Разнообразнее становиться словарь и в качественном, и в количественном отношении; Совершенствуется речевой слух. Имеет словарный запас 1000 -1500 слов. Речь становить более отчетливой; Появляются зачатки монологической речи; Речь детей носит ситуативный характер.
-
Средний дошкольный возраст Пятый год жизни. Речь ребенка становиться разнообразней, точней и богаче по содержанию; Увеличивается активный словарь (2500-3000 слов); Велико тяготение к рифме; Подвижны мышцы артикуляционного аппарата. Значительно улучшается звукопроизношение; Ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук; Развитый речевой слух дает возможность различать в речи взрослого повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи; - У ребенка удлиняется выдох.
-
Пятый год жизни ребенка характеризуется: Резким улучшением произносительной стороны речи; Речь становить чище, отчетливей; Дети начинают овладевать монологической речью.
-
Недостатки речи Можно говорить о нарушениях речи: Если ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Если при сохранном слухе к трём годам у ребёнка отсутствует фразовая речь или он использует неправильные предложения, Если к четырём годам у малыша звукопроизношение значительно отстаёт от нормы, то есть в речи присутствуют многочисленные замены: вместо шипящих произносятся свистящие (ш—с, ж—з, щ—с), звук р заменяется на л, ль или й, замены твёрдых согласных соответствующими мягкими. Также может отмечаться искажённое произношение отдельных согласных звуков: р горловое; р одноударное (то есть произносимое без вибрации кончика языка); л двугубное, похожее на английское w; свистящие звуки с, з, ц, произносимые с просовыванием кончика языка между зубами.
-
Эти недостатки речи не являются возрастными и сами по себе не исчезнут, поэтому родителям не надо откладывать их исправление на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильное произношение. Такие нарушения диктуют необходимость проводить занятия по развитию и коррекции речи Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.
-
Причины нарушений речи у детей Негативные факторы в период беременности и родов. «Педагогическая запущенность» — ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе. Здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) — один из самых распространенных диагнозов. Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Такому малышу необходима помощь квалифицированных специалистов.
-
Причины нарушений речи у детей Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет. Наследственные факторы. Снижение слуха. Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата. Сосание пальца, соски. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).
-
Что исследуется логопедом: Состояние активной речи. Состояние пассивной речи. Уровень сформированности общей, мелкой, артикуляционной моторики. Что делает логопед: Направляет на медицинское обследование и лечение. Проводит занятия по коррекции всех компонентов речи. Развивает артикуляционную, мелкую, общую моторику.
-
Понаблюдать, выявить проблемы развития ребенка. Сотрудничать с педагогами, психологом, логопедом, другими специалистами. Развивать общие знания и умения. Развивать речевые умения. Работа родителей:
-
Дорогие родители! Необходимо обращать внимание на любые мелочи, которые могут привести к серьезным проблемам в речевом развитии детей. Если вас что-то смущает в речи ребенка, лучше сразу обратитесь к специалистам. Не ждите, что «само всё пройдет». Помните, что чем раньше вы выявите проблему, тем быстрее она может быть решена.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.