Содержание
-
Особенности нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья
Учитель-логопед ГБОУ школы №7 Л.С. Афанасенко
-
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В.А. Сухомлинский
-
Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, способ, выразительность, правильность, осознанность. В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.
-
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой).
-
Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и при сохранении общей способности к обучению.
-
Симптомы дислексии: интеллект сохранен; плохие навыки чтения; чтение с ошибками, угадывающее чтение; непонимание прочитанной информации; трудности пересказа только что прочитанного текста; множество ошибок даже при списывании текста; выраженные проблемы с почерком; неспособность выполнять задание в установленный срок; повышенная чувствительность нервной системы; излишняя эмоциональность; раздражительность; импульсивность; эмоциональная нестабильность; нарушение координации движений; расстройство схемы тела; затруднение в определении правой и левой стороны; нарушения межполушарного взаимодействия; обострённый эстетический вкус; выраженное чувство справедливости.
-
ДИСЛЕКСИЯ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ. Дислексия распространена по всему миру вне зависимости от культуры или языка. По данным Международной Ассоциации дислексии: КАЖДЫЙ 10 ЧЕЛОВЕК страдает дислексией 40% миллионеров не умеют читать По данным Австралийской ассоциации дислексии ДИСЛЕКСИЯ затрагивает около 10% населения Австралии. По данным Федеральной ассоциации дислексии и дискалькулии Германии 4-6% населения Германии или около 5 миллионов немцев испытывают трудности в обучении письму и чтению. По данным Европейской ассоциации дислексии ДИСЛЕКСИЕЙ страдают около 8% населения Европы.
-
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА по РОССИИ:Анализ статистических данных свидетельствует о постоянном росте численности заболеваний связанных с нарушениями высших психических функций, в том числе с нарушением речи. По данным профессора М. Е. Хватцева (50-е годы), число учащихся с дислексией в массовых школах г. Ленинграда составляло около 6%. И. Н. Садовниковой (1976г.) выявляется уже до 11% детей с нормальным интеллектом страдающих дислексией и дисграфией. Изучение состояния письма в массовых школах М. С. Грушевской (1982г.) позволило выявить около 12,9% детей с дислексиями среди учащихся младших классов.
-
Статистические исследования, направленные на изучение распространенности дисграфии и дислексии в общеобразовательной школе, были проведены в Санкт-Петербурге в 2000 году. Обработка полученных данных по общеобразовательным школам и по гимназиям показала, что в обычных школах число детей с различными формами дисграфии и дислексии составило 37%, а в гимназиях - 20% Данные цифры подтверждают высокую распространенность дислексии в общеобразовательных школах и то, что «многие дети «пронесли» ее через всю начальную школу». Если 15 лет назад ученики с такими проблемами в средней и старшей школе были редкостью, то сейчас дислексиков можно встретить в любом звене старшей школы. Это обусловлено многими причинами, в том числе и высоким темпом обучения и интенсивными учебными программами.
-
Нарушения чтения у детей с ЗПР
В процессе чтения дети: с большим трудом соотносят звуки речи с письменными символами (буквами); смешивают графически сходные буквы; переставляют звуки при чтении слогов и слов; затрудняются в восприятии и воспроизведении букв; затрудняются в соотношении звука с буквой; допускают ошибки при прочитывании сложных по структуре слогов и слов; допускают ошибки в согласовании и управлении слов. В целом - характерен побуквенно-слоговой процесс чтения.
-
Разнообразные нарушения чтения у этих детей, по мнению исследователей, обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса.
-
Нарушения чтения у детей с легкой умственной отсталостью
Чтение учащихся с легкой умственной отсталостью характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. Наблюдаются особенности понимания смысла прочитанных текстов: фрагментарность восприятия текста. Наибольшую трудность для чтения представляют многосложные слова с ударением на первом слоге, слова со стечением согласных в середине слова.
-
Характерным для этих детей является то, что один и тот же ребенок пользуется как примитивными, так и более совершенными способами чтения, что зависит от характера читаемого материала. Запоминание букв представляет большую трудность. Особенно сложным для них является слияние звуков в слоги. Еще большие затруднения вызывает у них чтение и понимание предложений , текста.
-
Наиболее распространенными недостатками выразительности чтения умственно отсталых школьников являются монотонность, отсутствие пунктуационной интонации; учащиеся часто используют интонацию завершенности (точки) в середине предложения.
-
Нарушения чтения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Некоторые дети с умеренной отсталостью усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают даже короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, не возможно. Они воспринимают его фрагментарно и потому передают содержание не связанными между собой отрывками. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осваивают материал неосознанно, механически.
-
И хочу закончить свое выступление стихотворением, в котором отражена мысль о том, чтобы сделать процесс обучения чтению как можно более интересным для детей. «Ключ от самого богатого в мире клада». Я знаю клад. Там сундуков С богатствами – не счесть! Из стран из всех, из всех веков Всё лучшее там есть. Клад на виду, да только взять Не просто всё - гляди: Везде ряды замков весят Снаружи и внутри. И связками ключей звеня, Тут не помочь мечте. Один лишь ключ, что у меня Замки откроет те Бери мой ключ!!! С ним можешь ты Своим весь клад считать, Ведь сундуки те – книг ряды, Мой ключ - уметь читать!!!
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.