Содержание
-
Педагог-психолог Колонцова Наталья Николаевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Загадка» Особенности работы с детьми ЗПР в ДОУ
-
Задержка психического развития (ЗПР)-нарушение нормального темпа формирования психики ребёнка, проявляющееся недоразвитием мыслительной, эмоциональной сферы, отставанием уровня памяти и внимания от нормативных показателей для определённой возрастной категории
-
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР
Причины возникновения ЗПР можно разделить на две группы: 1. причины биологического характера; 2. причины социально –психологического характера. К причинам биологического характера относят: различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт, токсикоз, гестоз, гипоксия плода, внутриутробная инфекция); недоношенность ребенка; родовые травмы(внутричерепные травмы) после рождения ядерная желтуха новорожденных. различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.) , нетяжелые мозговые травмы.
-
2. Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие: ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации; дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д. искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека, авторитарный тип воспитания)
-
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР по ЛЕБЕДИНСКОЙ К. С.
1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. 2.ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. 3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). 4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга.
-
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР
Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. Специфические особенности памяти детей с ЗПР: Снижение объема памяти и скорости запоминания. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме. Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме. Преобладание наглядной памяти над словесной. Снижение произвольной памяти. Нарушение механической памяти.
-
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ
Причины нарушения внимания: Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления. Несформированность механизма произвольности у детей. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», «Чего не стало на столе?», «Найди отличия», «Что изменилось?», «Слушай хлопок» и т. д.
-
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
Причины нарушения восприятия у детей с ЗПР: При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия. Недостатки внимания у детей с ЗПР. Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.
-
Особенности восприятия: Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности. Недостаточная целенаправленность и организованность внимания. Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Низкий уровень аналитического восприятия. Снижение активности восприятия.
-
ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире; уровень развития речи; уровень сформированности механизмов произвольности
-
Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР: Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. 3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы 4. Стереотипность мышления, его шаблонность.
-
КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.
-
Общие рекомендации взрослым в общении с детьми с ЗПР:1. В своих отношениях с ребенком необходимо придерживаться «позитивной модели», хвалить его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Дети с ЗПР обучаются на успехе. Хвалите ребенка, когда у него получилось то, что раньше у него не получалось.2. К разбору неудач и ошибок приступайте лишь после похвалы и, по возможности, сразу намечайте, как можно их исправить и избежать в дальнейшем.3. Избегать частых повторений слов «нет» и «нельзя». Стараться говорить сдержанно, спокойно и мягко. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
-
4. Необходимо давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его обязательно завершить. 5. Для подкрепления устных инструкций полезно использовать зрительную стимуляцию (наглядный материал). 6. Поощрять ребенка за все виды деятельности, где требуется повышенная концентрация внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение и т. д.).
-
До свидания!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.