Содержание
-
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Благодырь Ульяна Владиславовна учитель-дефектолог ГБОУ школа-интернат № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга
-
Песок, по мнению психотерапевтов, - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому "обладателю". Человек, особенно ребенок, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. С помощью песка и маленьких фигурок можно проигрывать волнующие, конфликтные ситуации - это позволяет получить новый опыт в безопасном пространстве, освобождает от внутреннего напряжения. Песочницы могут быть нескольких видов. Традиционные параметры 50см (ширина) * 70 см (длина) * 8 см (глубина). Такие габариты оптимально соответствуют размерам полю зрительного восприятия. Хотя можно использовать песочницу квадратной и даже круглой формы(квадратная и круглая форма провоцирует стремление занять центр). Если играть с подгруппой - идеальной окажется песочница побольше — 140 см * 100см * 8см.
-
Можно добавить в увлекательные песочные занятия немного цветотерапии, то есть время от времени менять цвета бортов: • черный цвет вызывает неоднозначные впечатления (страх, интрига, тайна). • зеленый — цвет растительной жизни, потому вызывает глубинные переживания, порождает особенную откровенность; • желтый (золотой) ассоциируется со стремлением к достижению цели, что подарит ощущение жизненной перспективы и освободит от внутренних и внешних ограничений; • красный — цвет активности, сексуальности, импульсивности и творчества, потому особенно полезен для провоцирования подавленной агрессии • фиолетовый — цвет материнства, фантазии и сказки..
-
Песок может быть разным: речного/морского происхождения, желтоватого или сероватого оттенка. Однако обязательное его качество — чистота, ведь при интенсивной работе песок энергетически “загрязняется”, поэтому в условиях ДОУ один-два раза в месяц песок следует просеивать и прогревать. Основные предметы которые используем в песочной терапии: люди — фигурки младенцев, детей, взрослых, представители разных профессий, сказочные персонажи; жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель. домашняя утварь и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве. животные — рыбы (акула, дельфин, рыба-меч) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки). И обязательно парочку игрушечных динозавров; транспортные средства: эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты). объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. д. растения — деревья, кустарники, цветы объекты небесного пространства — солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния; аксессуары — кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки) естественные природные объекты — камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.
-
В зависимости от задач поставленных в работе педагог выполняет разные роли: 1. педагог становится внимательным зрителем его позиция - это «активное присутствие», для наибольшего самораскрытия ребенка; 2. педагог становится ведущим песочной игры, в процессе которой дети осваивают новые знания, закрепляют приобретенные навыки (звукопроизношения, умения классифицировать предметы, развитие фантазии и т.п.) Диагностическое обследование До 3 лет игра ребенка в песке носит познавательный и развивающий характер, посредством песка малыш «простраивает» свою жизнь, играя в «куличики» он формирует свое представление о мире. С 3 лет работа в песочнице носит уже коррекционно-развивающий характер. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых нарушений.
-
Игры с песком могут способствовать: стабилизации эмоционального состояния развитию тактильно-кинестетической чувствительности и моторики рук развитию восприятия, внимания, памяти, графических навыков расширению представлений об окружающем и развитию речи формированию математических представлений: о форме, величине, количестве, пространстве
-
На занятиях, включаем игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Тактильные ощущения мы получаем через кожу: "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое". Кинестетические ощущения получаются во время движения: - поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно; - можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера; - можно выложить на песке из палочек фигуру, букву… - песочницу можно использовать для нахождения определенной игрушки или буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
-
Знакомство с песочницей (от 3 лет)
Цель - снижение психофизического напряжения. Предложить ребенку"поздороваться" с песочком, сделать, что ему нравится: погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный-неприятный, мягкий и т.п. Знакомство с мокрым песком проводится так же, как и с сухим. Обратите внимание крохи на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу, теперь из него можно лепить. Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т.п.
-
Насыпание песка в емкости, пересыпание (от 3 лет) Оборудование: 2 емкости с узким горлышком, воронка. Ребенок насыпает песок в бутылку, при желании можно использовать воронку. С помощью воронки можно пересыпать песок из одной бутылки в другую. Песочный дождик (от 3 лет) Цель - регуляция мышечного напряжения, расслабление. Расскажите, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Покажите, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на другую ладонь, на ладонь другого человека. Песочный ветер (от 3 лет) Дыхательное упражнение. Предложите малышу дуть на песок через трубочку от коктейля - таким способом можно делать ямки и любые линии. Здесь нужна осторожность. Следите, чтобы трубочка не касалась песка и малыш не вдохнул через нее! Необыкновенные следы (от 3 лет) Цель - развитие тактильной чувствительности, воображения. "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жуки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
-
Тепло-холодно (от 4 лет) Попросите малыша отвернуться и закопайте в песочнице игрушку - "клад". Пусть ребенок выберет фигурку человечка или животного и водит его по песочнице в произвольных направлениях. "Ходить" можно пальцами (средним и указательным). Если игрушка далеко от "клада", педагог говорит "холодно", игрушка приближается - "теплее", когда игрушка дойдет до цели - "горячо". Ребенок откапывает спрятанную игрушку.
-
Песочный круг. Медитативное рисование (от 4 лет) Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого он может дать название своему песочному кругу, рассказать о нем. Точно так же можно украшать можно отпечатки своих ладоней, придумать историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит. Напоминайте ребенку, что он рисует не ради красоты, а выражает свои мысли и чувства. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Возбужденные дети, приходя на занятие, успокаиваются, становятся значительно добрее.
-
ВЫВОД Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: - у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям;- обучающиеся чувствуют себя более успешными;- на занятиях нет места монотонности и скуке; Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по развитию речи на занятиях с песком способствует развитию моторики пальцев рук и речевых процессов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.