Содержание
-
Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Балаково Саратовской области Плеханова Галина Ивановна «Подсказки по русскому языку для учащихся начальной школы»
-
Цель.
Помочь учащимся и родителям повторить и запомнить некоторые орфограммы по русскому языку.
-
Текст состоит из нескольких предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу.
Виды текстов: текст- повествование - это текст, в котором передаётся последовательность событий, похож на кадры фильма, которые идут один за другим; текст - описание - это текст, в котором описывается предмет или явление, напоминает картину или остановленный кадр фильма, которые надо внимательно рассматривать ; текст - рассуждение - это текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления Текст состоит из нескольких смысловых частей (абзацев). Каждый абзац пишется с красной строки Красная строка - это первая строка абзаца с отступом. План текста - это главные предложения (ключевые слова) каждого абзаца текста, расположенные по порядку.
-
Это должны знать
Слова, называющие предметы, явления природы, людей, животных и отвечающие на вопросы кто? или что? - это имена существительные. Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие? - это имена прилагательные.Слова, называющие действие предмета и отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что сделал? что делал? что делает? что сделает? - это глаголы.
-
Предложения могут быть:
по цели высказывания-повествовательные (содержат рассказ, повествование) - вопросительные (содержат вопрос) - побудительные (содержат приказ или просьбу) по интонации - восклицательные - невосклицательные
-
Состав слова
1 Часть слова, которая изменяется, называется окончанием. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.(сова, совой, сове) 2. Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными. 3. Корень – общая часть родственных слов. Чтобы найти в слове корень, надо подобрать к нему однокоренные (родственные ) слова.(сад, садик, садовник) Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.(нос ,носик,носище)
-
Запомни!
Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. После мягких согласных, кроме [ч ′] пишется суффикс –ёнок Например: тигрёнок, телёнок , жеребёнок. После твёрдых согласных и [ч ′] пишется суффикс –онок- Например: мышонок, волчонок, зайчонок. Суффикс –ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает» (ключик – ключика, замочек – замочка).
-
Это должны знать.
Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. В приставках за-, на-, над- всегда пишется буква а. В приставках до-, о- об-, от-, по-, под-, про- пишется- о. Запомни! Приставка пра- есть в словах прадедушка, прабабушка, правнучка, правнук. Приставка па- есть в слове паводок. Основа – это часть слова без окончания
-
ЗАПОМНИ!
Чтобы проверить безударный гласный звук, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы «сомнительный «(безударный ) гласный стоял под ударением. Чтобы проверить парный согласный звук, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [ л ], [м], [н], [р], [й]. Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн), [з] и [н] (здн). Чтобы проверить есть ли между этими сочетаниями звук - невидимка, надо подобрать родственные слова.
-
Чтобы проверить безударный гласный звук, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы «сомнительный «(безударный ) гласный стоял под ударением. ( Осень – осенний, лиса – лисы, леса – лес) . Чтобы проверить парный согласный звук, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [ л ], [м], [н], [р], [й]. (походкой – ходит, мягкой – мягок). Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн), [з] и [н] (здн). Чтобы проверить есть ли между этими сочетаниями звук - невидимка, надо подобрать родственные слова.( солнце-солнышко)
-
Разделительный ъ и ь знаки
Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков, перед е, ё, ю, я. (Разделительный ъ пишется между приставкой и корнем). Например: подъём , объяснил. Разделительный ь пишется после букв согласных звуков перед буквами е, ё, и, ю, я внутри корня или между корнем и окончанием. Например: соловьи, ружьё.
-
Способы словообразования
Способы словообразования - суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложения. Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово. Предлог – это самостоятельное слово. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово. Если слово имеет 2 корня, то оно образовано способом сложения с помощью соединительных гласных о и е. Имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончаний: пальто метро пони радио кино пианино шоссе желе
-
Памятка грамотного письма
Сначала запишем слово, пропустив в нем орфограмму. Над пропуском оценим особенности орфограммы и выберем способ проверки; укажем этот способ цифрой. Затем, применив выбранный способ, запишем — в скобках — результат его применения. Если проверка по сильной позиции, укажем изменение слова с сильной позицией для соответствующей орфограммы; Если проверка по словарю, выпишем из словаря найденное слово; Если проверка по правилу, сокращенно укажем особенности орфограммы, проверяемой по правилу. В заключение запишем слово еще раз, но уже на месте орфограммы укажем выбранную букву.
-
Согласные звуки и буквы :
Парные звонкие: б, в, г, д, ж, з глухие: п, ф, к, т, ш, с Непарные звонкие: л, м, н, р глухие: х, ц, ч, щ Всегдатвердые: ж, ш,ц Всегда мягкие: ч, щ, й
-
Фонетический разбор слова
Выпиши слово. Поставь ударение, раздели на слоги.. Послушай слово и запиши фонетическую транскрипцию. Дай характеристику всем звукам по порядку. Гласные звуки: ударный и безударные, какими буквами обозначены. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены. Колич 5букв,ество звуков и букв Образец записи: Буд-ка – 2 слога , [б у т к а] б - [б] – согласный, звонкий, твёрдый у - [у] – гласный, ударный д - [т] -- согласный, глухой, твёрдый к - к - [к] --- согласный, глухой, твёрдый а - [a] - гласный, ,безударный 5 букв, 5 звуков
-
-
Ж е л а ю успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.