Содержание
-
Развитие орфографической зоркости в системе развивающего обучения
-
Как научить ребёнка грамотно писать Как добиться того, чтобы ребёнок не только знал правила, но и успешно применял их на практике Развитие орфографической зоркости- одна из главных задач русского языка. ? ?
-
Морфемный принцип письма Фонематический принцип письма ? Возможность использовать общий принцип письма уже на первых этапах. Движение от общего к частному, от абстрактных форм понятия к конкретным. Нет возможности на начальном этапе использовать правила единообразного написания морфем. Движение от конкретных форм понятий к общим. + + Как быть ученику? Действовать вслепую?
-
-
Позиционность обозначения звуков Орфограмма Подготовительный этап Кодирование звучащей речи Письмо с вопросом Закон: выбирать букву на месте орфограммы по слуху нельзя! Констатация наличия орфограммы Письмо с пропуском
-
Примеры заданий. 1. Звуковой анализ. 2. Перекодирование звуковой записи в буквенную. н ё с н о с З. Транскрипция. [н′ о с][н о с] Позиционность обозначения звуков О ? Ё - - - -
-
Это уже аксиома…
Учащимся хорошо известно, что при замене в слове звука может получиться другое слово ([стол]—[стал] — [стыл] — [стул]) и что при записи нового слова следует позаботиться о выборе соответствующей звуку буквы. !
-
Закон: выбирать букву на месте орфограммы по слуху нельзя! ! Орфограмма- «место» в слове, где на письме надо выбрать букву.
-
Копилка Знаний
и ы-и у а о-ё ч-чь зн ст чт чк ъ/ь сн нщ рщ
-
[у ж ы м к′и] ужимки [ш о л к] ш лк [ц ы р к] црк [н о ч′ к а] ночка Кодирование звучащей речи Констатация наличия орфограммы (использование дидактической игры) Письмо с вопросом ? ?
-
Таким образом, ученик овладевает орфографическим действием не путём заучивания частных правил, а в процессе исследования фонематического принципа письма. Теперь ученикам предстоит сделать важнейшее открытие: мена звуков возможна не только в разных словах, но и в рамках одного и того же слова-названия. Основной этап
-
Позиционное чередование звуков
При анализе простейшей системы словоформ(например, столб- столбы) выявляется позиционное чередование звуков ([о]//[а],[б]//[п]),что позволяет раскрыть содержание понятия фонемы как ряда позиционночередующихся звуков, знаком которого и оказывается буква.
-
Сильная и слабая позиция звуков
Мена звуков обнаружена.Теперь важно установить существенное различие между позициями звуков. В одной из позиций «выходят на работу» все известные ученикам звуки—это сильная позиция, в другой некоторые звуки работать не могут—слабая позиция.
-
Сильные и слабые позиции гласных
-
Сильная и слабая позиции согласных
[в,в′]
-
СТРАНИЧКА УЧЕНИКА
…ГКА… …СТРО… …НТО… …ТКА… …ВКА.. …ГКИЙ… …ЗКИЙ… ....П ….В ….Щ ….Н ….Р ….Л ….Д
-
Закон русского письма
Разграничение сильных и слабых позиций фонемы даёт понять общий принцип закона русского письма (позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной буквой—той, которой обозначается звук в сильной позиции).
-
Копилка Знаний
В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ ПИШЕТСЯ БУКВА ЗВУКА, КОТОРЫЙ В СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ЗНАЧИТ, ЧТОБЫ ВЫБРАТЬ БУКВУ, НАДО ПОДОБРАТЬ ТАКОЕ СЛОВО, В КОТОРОМ НА МЕСТЕ СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ, ОКАЖЕТСЯ СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
-
СИЛЬНЫЙ СЛАБОГО ВЫРУЧАЙ, БУКВУ ВЫБРАТЬ ПОМОГАЙ
-
К ? Т Ы — Почему Алеша поставил знак вопроса в этом слове? Чего он не знает? Письмо с пропуском А вы смогли бы ответить Алеше? Вы знаете точный ответ на этот вопрос? Значит, и нам предстоит искать на него ответ.
-
[кот] [каты] [о] [а] Запишите изменения кот — коты . Выпишите разные гласные звуки. ? 1 буква
-
коровай коравай каровай каравай Конструирование способа обозначения орфограмм слабой позиции Записей слова несколько, но только одна из них верна. Какая же?
-
Варианты возможных написаний на месте орфограмм слабых позиций: рисовать кружочки; цветочки; треугольники; ставить знаки вопроса и т.п. Все ребята, принимающие заинтересованное участие в этой работе, осознали главное: безударные гласные звуки обозначать буквами по слуху нельзя. На каком из предложенных вариантов следует остановиться? Наверное, все они возможны. Конструкторское бюро
-
- А вот предложение Сам Самыча: Согласившись с предложением Сам Самыча, ученики должны поставить перед собой простую и понятную цель работы—чтобы писать без ошибок, нужно научиться находить в словах орфограммы слабых позиций, отмечая их в буквенной записи черточками. к_р_вай
-
Теперь ученики сами ставят перед собой круг орфографических задач через письмо с пропусками орфограмм слабых позиций, а затем и овладевают способами проверки. На данном этапе возникает потребность в открытии общего способа решения орфографических задач, состоящего в нахождении сильной позиции фонемы в системе форм данного слова.
-
Способы развития орфографической зоркости и навыка грамотного письма Письмо с пропусками Списывание Источники орфографической информации
-
Орфографическое чтение Орфографическое проговаривание Списывание (особое чтение и проговаривание слова, при котором на месте орфограмм слабых позиций произносятся звуки, равные букве). Для ребенка, недавно научившегося читать, орфографический облик незнакомых слов — это загадка. Чтобы записать слово (высказывание), ученик должен запомнить его «буквенную одежду». Именно этому запоминанию помогают орфографическое чтение и повторное орфографическое проговаривание. Орфографическая самодиктовка
-
Источниками орфографической информации должны стать для учеников не только книги-справочники, но и любая книга. Учитель помогает детям уточнить алгоритм списывания из книги, включив в него орфографическое чтение . Хочется отметить, что действительная цель обучения списыванию заключается в овладении особым способом смыслового чтения, включающего в себя орфографическуюориентировку в читаемом тексте. Такое совмещение при чтении смысловой и орфографической ориентировки в тексте обеспечит формирование орфографического навыка. Источники орфографической информации
-
ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ БЕЗ ПРОПУСКОВ
-
поставить задачу о проверке орфограмм слабых позиций без словаря; сконструировать способ проверки орфограмм слабых позиций по сильной позиции; договориться некоторые орфограммы слабых позиций писать без проверки—по правилу; систематизировать знания о трех способах проверки орфограмм (по словарю, по сильной позиции, по правилу). Конструкторское бюро
-
Сначала запишем слово, пропустив в нем орфограмму. Над пропуском оценим особенности орфограммы и выберем способ проверки; укажем этот способ цифрой. Затем, применив выбранный способ, запишем — в скобках — результат его применения. Если проверка по сильной позиции, укажем изменение слова с сильной позицией для соответствующей орфограммы; Если проверка по словарю, выпишем из словаря найденное слово; Если проверка по правилу, сокращенно укажем особенности орфограммы, проверяемой по правилу. В заключение запишем слово еще раз, но уже на месте орфограммы укажем выбранную букву. «Памятка грамотного письма»
-
Создание «считалочки».
запись… пропуск… стоп… и цифра… аргумент… и выбор мой…
-
Страничка ученика
к_стёр (костёр) костёр щ_ка (чу-щу) щука хв_лить (хвал_м) хвалить бан_чка (?) бан_чка ласт_чка (ласточка) ласточка 1 2 3 2 2
-
Буквам силу свою покажи, слабых ищи и на помощь спеши!
-
Проверочная работа № 1 для 3-го класса _________________________________________________________________ Тема: Буква – знак фонемы ИТОГ:
-
-
-
? Какое из заданий тебе показалось наиболее трудным? _____________ ? Какое из заданий тебе показалось наиболее интересным? _____________ Желаю удачи!
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.