Содержание
-
Выполнил учитель-логопед: Повалей София Александровна Звук [Р]
-
Формирование фонематического восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов. ИГРА «УГАДАЙ,ЧТО ЭТО ЗА ЗВУК». Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с закрытыми глазами. ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ». Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; затем из-за ширмы воспроизводятся эти звуки и дети их угадывают. ИГРА «ШУМНЫЕ КОРОБОЧКИ». В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, пуговицы и т.д. Ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию вашей коробочки. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них аналогично звучащую. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА
-
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗВУКИ,СЛОГИ) Исследование фонематических процессов начинается с умения выделять заданный звук(или слог с заданным звуком) из звукового (или слогового) ряда (с 5 лет). ИГРА «ПОЙМАЙ НУЖНЫЙ ЗВУК». Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [Р]. Примерный: звуковой ряд: З – П – Р – Т – С – Н – Р – С – Ш – Р - Г и т.п. ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ!». Педагог произносит слоговой ряд, без акцента на заданный звук, ребенок должен, услышав слог с заданным звуком [Р], поднять карточку с изображением ракеты (ромашки). Примерный слоговой ряд: ЛА-ВО-РА-ДУ-ГА- РУ-РЫ-ЛЫ-НА и т.д.
-
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗВУК В СЛОВЕ) После обучения детей умению выделять слог с заданным звуком из слогового ряда необходимо научить выделять слова с заданным звуком из словесного ряда. ИГРА «ПОЙМАЙ СЛОВО СО ЗВУКОМ [Р]» Если услышишь звук [Р] в слове - хлопни в ладоши (или топни ногой, подними руку вверх...). Слова: к[Р]ан, шалаш, ботинок, [Р]уки, лапки, [Р]одина, полка, к[Р]ужка, лопата, ко[Р]а, слова, плов, мо[Р]ковь, дочь, [Р]акета, белка, [Р]омашка и т.п.… ИГРА «КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?» Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: рыба, ковер, борода- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук [Р]. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – [ж]; коса, усы, нос- [с]; коза, замок, зуб – [з]; лодка, стул, лампа – [л] и т.п. Потом продолжает говорить новую цепочку слов: коробка, арбуз, топор, мухомор, горох, радуга …Дети называют звук.
-
ИГРА «НАЙДИ СЛОВА СО ЗВУКОМ [Р]». Детям предлагается посмотреть на картинку и сказать: в каких словах естьзвук [Р].
-
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Игры на поиск слов с заданным звуком в предложении. Игра «Будь внимательным!» Педагог говорит предложение и предлагает ребёнку определить и назвать из предложения слова, в которых есть звук [Р]. У Муркиродились котята. Котят положилив коробку. Муркаберегла котят. Они рослибыстро. Ромакормил котят молоком исухим кормом. Ромаиграл сМуркой и котятами.
-
Комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке звука [Р](все упражнения повторять по 4-5 раз)
-
Упражнение «БЕГЕМОТИКИ»
«Рот пошире открываем, в бегемотиков играем: широко откроем ротик как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, до десяти считаю я. А потом закроем рот – отдыхает бегемот». Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «десять», потом закрыть рот.
-
Упражнение «ЛОШАДКИ»
«Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко- Стук копыт услышишь звонкий». Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
-
Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
«Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И варенье оближу». Описание упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз.
-
Упражнение «МАЛЯР»
«Стал язычок твой маляром,Он будет красить старый дом: Вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад». Описание упражнения: широкий язык помещается за верхними зубами, широкий кончик языка и его боковые края прижимаются к верхнему небу; язык совершает поглаживающие движения, двигаясь вперед-назад в ротовой полости.
-
Упражнение «ЧАШЕЧКА»
«Будешь пить с друзьями чай Ты из чашки новой. Эту чашку показать Ты сейчас попробуй!» Описание упражнения: вначале широкий язык располагается на нижней губе, затем приподнимаются его боковые края и передний край, сам язык как бы прогибается, его форма напоминает чашечку.
-
Упражнение «ЧАШЕЧКА С КОНФЕТОЙ»
«Язычок наш поумнел,Чашку сделать он сумел.Можно чай туда налитьИ с конфетами попить». Описание упражнения: на высунутый широкий язык помещается конфета «Чупа-чупс» ; ребенку предлагается, широко открыв рот, обнять конфету всем языком («конфетка в чашечке») и затянуть ее языком в рот.
-
Упражнение «ФОКУС: подуем с чашечки»
«Я "чашечку" выведу вперёд, с неё подую вверх И до бородки деда Мороза Достану быстрей всех». Описание упражнения: Язык в форме «чашечки» выводится из ротовой полости, через щель между поднятым широким кончиком языка и верхними зубами совершается плавный и долгий выдох, под действием которого бородка Д.М. двигается…
-
Упражнение «ГРИБОЧЕК»
«Под высокою соснойМы грибок нашли с тобой. Чтобы рос боровичок, Подними вверх язычок». Описание упражнения: широкий язык поднимается к верхнему нёбу при широко открытом рте, присасывается всей поверхностью к небному своду и удерживается в этом положении в течение 5-10 сек.
-
Упражнение «КАЧЕЛИ»
«На качелях я качаюсь: Вверх-вниз, вверх-вниз. Высоко я поднимаюсь, Опускаюсь снова вниз». Описание упражнения: широкий язык располагается на нижней губе; затем, сохраняя свое расширение, поднимается к верхней губе (данные позиции чередуются).
-
Упражнение «СОРОКА»
«Трещала с самого утра:" Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!"А что - пора?Какая с ней морока,Когда трещит ... (сорока)». Описание упражнения: рот широко открыт, широкий язык поднимается и прижимается к верхним альвеолам, ребенок произносит серию звуков [ТШ] с резким коротким выдохом (таким образом вызывается легкая вибрация кончика поднятого языка, напоминающая треск («трещим как сороки»).
-
Для постановки звука [Р] необходимо выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине спинки языка, поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам. Звук [Р] вызывается от длительного произнесения звука [Ж] или при произнесении сочетания [ТШ] или при многократном произнесении звука [Д]).
ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА [P] В СЛОГАХ ИГРА «ПОМОГИ ГРУЗОВИКУ ДОЕХАТЬ ДО ГАРАЖА». Нужно вести пальчиком поочерёдно по каждой дорожке и «заводить мотор» долго, без остановок. Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р….
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.