Содержание
-
Профилактика дислексии умственно-отсталых детей
Выполнила: воспитататель, логопед МБДОУ д/с №23 «Радуга» Лукашук Екатерина Витальевна
-
Дислексия
Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.
-
Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:
Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития; Затруднения в восприятии написанной информации; Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения; С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию; Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация; Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал; СДВГ - Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.
-
-
Симптомы дислексии
Ребенок часто трет глаза, немного косит; Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении; Очень быстро устает; Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения; Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал; Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте; При чтении или после него жалуется на сильную головную боль; Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры; В раннем возрасте пишет слова задом наперед; Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте); Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.
-
-
Причины дислексии:
В основе дислексии могут лежать различные факторы: Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения. Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. Они расположены в хромосомах № 1, 6 и 15. Социально-психологические причины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.
-
-
Очень часто детей, которые страдают дислексией, считают непослушными, ленивыми и упрямыми. Из-за такого отношения дети, страдающие дислексией, теряют интерес к учебе, начинают прогуливать занятия. Если в это время не начать лечение дислексии, то наверстать упущенное вряд ли получится. Также без своевременной коррекции заболевания часто развиваются такие осложнения, как снижение самооценки, нарушение поведения, развитие депрессии.
-
Виды дислексии:
1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (н-р, твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла. Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш). Отмечается также: - побуквенное чтение; - искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)
-
2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения). 3. Аграмматическаядислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается: - изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»); - неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»); - изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
-
4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И). 5. Мнестическаядислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
-
Профилактика дислексии
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма очевидна сегодня для всех.Что мы подразумеваем под профилактикой?• развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;• совершенствование зрительно-пространственного восприятия;• формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;• развитие восприятия. Профилактика должна включать в себя формирование функционального базиса навыков чтения и коррекцию незрелых предпосылок интеллекта.
-
Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить это расстройство. Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе – им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Необходимо проводить ранние тренировки с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы. Дети страдающие дислексией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными методами.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.