Содержание
-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Путешествия по тропинкам «Теремка»Направление:Экологическое воспитание дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок» с. Александровское» Составители программы: Заведующий МБДОУ Войтенко В.В. Старший воспитатель Гельверт О.К.
-
Задачей экологического воспитания в ДОО является: формировать представления детей о том, что человек - часть природы, ее друг и защитник; научить детей жить в гармонии (согласии) с природой, следуя девизу «не навреди»; учить проявлять любовь к природе.
Пояснительная записка
-
Актуальность Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада. Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Новизна программы заключается в том, что создание экологической тропы на территории и в помещении учреждения дает возможность приобщить к природе родного края не только детей старшего, но и младшего, среднего возраста, так как нет возможности вывозить детей этого возраста на природу за пределы села; есть возможность не прерывать воспитательно – образовательный процесс при любых природных условиях. Концепция программы строится на создании среды, наиболее удовлетворяющей потребности в природном разнообразии, в возможности передвижения детей по всей территории учреждения: экологической тропе и экологической тропинке.
-
Принципы и подходы к формированию Программы
1.Принцип интеграции: на экологической тропинке расположены не только природные объекты, но и спортивный участок, летняя лаборатория, летний театр, места для творчества юных художников.
-
2. Принцип эстетичности: объекты подобраны так, что вызывают у детейэмоциональный отклик, желание рассмотреть и полюбоваться.
-
3. Принцип разнообразия: объекты отличаются друг от друга по составу,внешнему виду и способам исследования.
-
4. Принцип доступности: все объекты доступны для посещения; содержаниедеятельности, организованной на тропинке, понятно, доступно детям.
-
5. Принцип научности: при составлении программы учитывались психолого-физические особенности дошкольников. Вся информация является достоверной, научной, адаптированной к конкретному возрасту.
-
6. Принцип последовательности: знания даются детям от простого к сложному. С каждой группой увеличивается количество объектов, посещаемых и изучаемых детьми.
-
Отличительной особенностью нашей программы является ее содержание, где раскрываются региональные экологические проблемы, изучаются объекты живой и неживой природы своего края, особенности взаимодействия человека и природы, цикличность явлений и процессов. Цель – приобщение детей к природе родного края, формирование эмоционального и бережного отношения к ней, умение образно воспринимать и любить окружающим мир, оздоровление дошкольников в естественных условиях. Цели и задачи реализации программы
-
1. Организация общения дошкольников с природой, формирование и поддержка интереса к окружающему миру. Задачи:
-
2. Познавательное развитие ребенка, формирование у него системы знаний и представлений о природе родного края, комнатных растениях.
-
3. Оздоровление детей, их физическое развитие
-
4. Воспитание любви и бережного отношения к природе
-
5. Формирование навыков и желание трудиться в природе
-
6. Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, умение видеть ее красоту и получать от этого радость, удовольствие.
-
7. Организация совместной деятельности детей – родителей - педагогов
-
8. Повышение квалификации педагогов через проектно - исследовательскую деятельность.
-
Экологическая тропа
Экологическая тропа проходит через весь земельный участок учреждения, затрагивая экологически важные объекты – точки экологической тропы: Страшила-сторож экологической тропы Схема экологической тропы
-
Точка «Деревенька»
-
Мельница Колодец
-
Рожь, овес, подсолнухи
-
Клумбы с цветами
-
Хозяйка усадьбы Поросята
-
Телега
-
Барашки, уточка, кот, корова, деревенская тропинка
-
Точка «Водоем»
-
Точка «Мини-болото»
-
Точка «Птичий столб» Точка «Альпийская горка»
-
Точка «Рябина» Точка «Черемуха»
-
Точка «Уголок отдыха»
-
Точка «Уголок отдыха» меняется ежегодно, воплощая идеи, предлагаемые дошкольниками 2012-2013 2013-2014 2014-2015
-
Точка «Оздоровительная дорожка»
-
Точка «Мини-лаборатория»
-
Точка «Плодово-ягодный кустарник»
-
Точка «Береза»
-
Точка «Цветник»
-
Точка «Цветник»
-
Точка «Цветник»
-
Точка «Беседка» Точка «Мини-музей леса»
-
Точка «Две сосны»
-
Точка «Насекомые»
-
Паук Бабочки
-
Божьи коровки Пчелы и улей
-
Бабочка Место для отдыха
-
Корабль для путешествия по морю
-
Точка «Уголок леса»
-
Семья Леших
-
Точка «Метеостанция»
-
Точка «Огород»
-
Экологическая тропинка
Расположена в здании детского сада: оранжерея, уголки природы в групповых комнатах ,мини- лаборатория, эко – библиотека.
-
Точка «Оранжерея»
-
Точка «Цветущие растения» Точка «Декоративные растения» Точка «Вьющиеся растения»
-
Точка «Герань» Точка «Кактусарий» Точка «Фиалки»
-
Точка «Мини – библиотека» Точка «Лаборатория» Точка «Мини игротека»
-
Точка «Искусственный природный ландшафт»
-
Точки «Уголки природы в группах»
-
Формы и методы работы с детьми
-
Целевые прогулки Экскурсии в природу Туристические походы Огород на окне
-
Уроки доброты Акции Участие в конкурсах Выставки
-
Зеленый патруль Трудовой десант Опытно-исследовательская деятельность Детские проекты
-
Экологические сказки Чтение художественной литературы Инсценировки, театрализации Физкультурно-оздоровительные мероприятия
-
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
-
социально – коммуникативное развитие обладает начальными знаниями о себе и социальном мире проявляет интерес к флоре и фауне родного края участвует в экспериментально - исследовательской деятельности проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении умеет передавать усвоенную информацию о родном крае (природа, промыслы и т.п.) способен к коммуникативной деятельности (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
-
развита любознательность, сформировано умение задавать вопросы взрослым и сверстникам развита ответственность бережного отношения к природе развито чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы сформировано представление о взаимоотношениях природы и человека способен наблюдать, экспериментировать, сформировано стремление к познавательно – исследовательской деятельности и воображение познавательное развитие
-
владеет устной речью, благодаря которой может выражать свои мысли и желания; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; знаком с произведениями детской литературы по экологическому образованию речевое развитие
-
проявляет инициативу и самостоятельность, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности в общении с природой развит интерес и способности к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал (изображение и изготовление рисунков, поделок и т.п., связанных с экологической тематикой) художественно – эстетическое развитие
-
сформированы навыки здорового образа жизни имеет и применяет в общении со сверстниками нравственные качества: чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи во время туристических походов, экскурсий; развиты морально – волевые качества, смелость, находчивость, интерес и любовь к систематическим занятиям спорта на природе (солнце, воздух и вода). физическое развитие
-
Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей Привлекать детей к созданию предметно – развивающей среды экологической направленности Поддерживать чувство гордости за свой край, природу родного края Создавать положительный психологический климат в детском коллективе Деятельность педагога по поддержке детской инициативы
-
Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Мероприятия проводятся 1 раз в неделю по тематическому плану. Всего 36 мероприятий в год. В программе разработаны комплексные перспективно - тематические планы для детей младшего – среднего и старшего дошкольного возраста: 1. Перспективный план работы на экологической тропе, созданной на территории детского сада 2. Перспективный план работы на экологической тропинке в здании детского сада. Организация экскурсий и целевых прогулок, наблюдений, экспериментально-опытной деятельности, экологических праздников, разных видов игр способствует усвоению детьми основ экологической культуры. Педагоги могут регулировать время проведения запланированных мероприятий в зависимости от погодных условий и от поставленных задач – цикл наблюдений, за каким – либо объектом, может длиться в течение недели.
-
Ежегодное озеленение и благоустройство территории, реставрация объектов, совершенствование точек на экологической тропинке, создание новых точек. Перспективы развития
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.