Содержание
-
Метод проектов как средство экологического воспитания дошкольниковВиды экологических проектов
Консультацию для педагогов подготовила воспитатель МДОУ «Д/с №125 к.в.» Ермилова Т.А.
-
Необходимость метода проекта как средства экологического воспитания ребенка в ДОУ
Необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознается обществом все в большей степени. Речь идет уже не просто о необходимости получения экологических знаний, а о формировании экологической культуры – системы ценностей и моделей поведения, которые лягут в основу отношения подрастающего поколения к окружающему миру. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. С другой стороны, происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более новые универсальные и эффективные средства экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.
-
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
-
Почему именно проект?
В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают задачу, возникшую на занятии. Анализ практики показывает, что преимущество активных методов обучения по сравнению с традиционными выражается в том, что у детей возникает желание действовать самостоятельно, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. Поэтому мы и рассматриваем метод проектов, как один из самых эффективных способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. НО! Разработка проекта должна завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Таков результат очень важен для детей дошкольного возраста. Проект – это деятельность. Невозможно обучить ребенка какой-либо деятельности, не предоставляя возможность осуществлять эту деятельность. Кроме того, проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность детей, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения, что способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции. На современном этапе задача педагогов - активно и умело использовать принцип интеграции. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей Также проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают воображение, внимание, память, речь.
-
Примерные задачи, которые можно решить с помощью проектов:
Познакомить детей с правилами поведения в природе, уточнить экологические запреты. Расширить кругозор, передавая знания об истории и экологии своего края. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями на территории детского сада и за его пределами (город, дача). Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать. Развивать речь, навыки коммуникативного общения, воображение, фантазию, мышление, внимание. Вести просветительскую, консультативную работу с родителями. Сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятия себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы). Вести мониторинг экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста. Развить познавательный интерес дошкольного возраста к миру природы. Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста. Развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
-
Что нужно для реализации проекта по экологическому воспитанию:
Создать условия по изучению мира природы (создать центр экспериментирования; оформить календарь природы с ежедневными наблюдениями за живой и неживой природой; создать уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений; мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности; коллекцию семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур; библиотеку с красочными книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое. Повысить свою педагогическую грамотность ( подобрать соответствующую дополнительную педагогическую, научно- популярную и нормативно-правовую литературу). Обновить содержание, формы и методы работы с детьми. Уделить особое внимание экологическому просвещению родителей: Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности. Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины. Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д. Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы. Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания. Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек. Построить НОД с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направить эту деятельность на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
-
Каких результатов ждать от проекта?
В группе будут созданы необходимые условия по изучению природы; Дети будут готовы самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; Дети смогут выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь; Дети освоят знания об экологии (например родного края); Будут сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе У дошкольников сформируется стремление к исследованию объектов природы на территории детского сада, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Узнают много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; умеют правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада). У родителей повысится уровень экологического сознания, сформируются знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы. Дети научатся искать ответ на различные вопросы, разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость, в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – создадут у ребенка уверенность в своих силах, будут побуждать к активному поиску нового. Метод проекта является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию.
-
Эффективность проектной деятельности:
Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями; Систематическое использование проектного метода в экологическом воспитании и образовании дошкольников способствует формированию на этапе дошкольного детства экологически грамотной личности; Через понимание и осознание причинно – следственных связей в природе, дети познают нормы экологически грамотного безопасного поведения в природе; Данный опыт работы может быть использован педагогами ДОУ в системе работы по экологическому воспитанию дошкольников.
-
Виды экологических проектов:
Экологическая акция - проходит под определённым девизом, имеет наглядную агитацию, Экологическая тропа - позволяющий сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, наличии животных и растений, Экологический тренинг - создание модели взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа, Экологические диспуты - обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе. Часы экологического чтения - позволяющий сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, , Экологический букварь - помогает пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы, Выставки поделок из природного материала - позволяют сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, Экологическая почта - форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.