Содержание
-
Технологияпроблемно – диалогического обучения на уроках литературы
Фрагменты с уроков
-
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!
-
Урок с учётом современных требований
Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать проблемно-диалогическое обучениешкольников. Реализация этого подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке.
-
Какой урок называется современным?
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Проблемно-диалогическое обучение лежитв основе современного урока, так как это урок развивающий, он направлен на создание условий, в которых ребенок может себя реализовать. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.
-
Новая задача урока
Новой задачей урока является решение проблем самими школьниками в его процессе через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
-
« ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМ, НАДО БОЛЬШЕ РАЗМЫШЛЯТЬ, ЧЕМ ЗАУЧИВАТЬ». Р.ДЕКАРТ.
-
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися в ходе диалога с учителем.
В определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Цель - обучить самостоятельному решению проблем. Средство – открытие знаний вместе с детьми
-
Виды диалогов
-
Объяснение нового материала. Актуализация знаний. Закрепление материала. Главный принципвзаимоотношений учителя и ученика, - сотрудничество. На каких этапах урока можно использовать проблемный диалог?
-
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. «.
-
Технология постановки учебной проблемы
Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.
-
Три основных метода постановки учебной проблемы
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. 2. Подводящий к теме диалог 3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом
-
Сравнение с традиционным
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков.
-
Приёмы создания проблемнойситуации
Проблемное изложение Проблемная демонстрация Мыслительный проблемный эксперимент Игровая проблемная ситуация Практическое задание на «ошибку» Проблемный вопрос
-
Чёткая формули ровка Доступность Посильность Проблема Заинтересованность Естественность . Правила, которые необходимо соблюдать при проблемно- диалогическом обучении
-
Формы организации учебной деятельности
Фронтальная работапроводится при актуализации знаний, которые являются опорой для изучения нового материала. Групповая работаспособна выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Индивидуальная работаорганизуется с учётом уровня обученности детей, их возможностей, интересов.
-
Примеры заданий.
Проверяют умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи. Определи значение слова «Отчизна». Воспользуйся книгами на выбор: Орфографический словарь. Этимологический словарь. Л. Успенский «Слово о словах». Толковый словарь. История России. Словообразовательный словарь. Словарь синонимов М. Лермонтов «Родина». В каких из них ты можешь найти нужные сведения? Заполни таблицу, расставив номера книг.
-
Загадки А.С. Пушкина в повести «Капитанская дочка» Урок литературы. 8 класс
-
Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими? 2) Изменилось ли ваше отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем же? Если изменилось, то в чем? 3) Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести? Подумай и ответь!
-
Подумай и ответь! 4) Почему Пушкин именно Гринёва делает повествователем? 5) Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?
-
Сопоставь Швабрин подлость предательство жестокость властолюбие слабость духа трусость хитрость изворотливость одиночество Гринев впечатлительность Пугачёв смелость храбрость решительность преданность верность искренность способность любить прямодушие жестокость великодушие смелость доброта вспыльчивость одиночество милосердие благодарность властность
-
Проверь себя!
-
Подумай и ответь! 6) Почему Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно «светлое пятнышко»? 7) Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, лишен Швабрин? 8) Жаль вам Швабрина или нет? 9) В литературоведении высказана мысль о том, что причиной измены Швабрина стала его страстная любовь к Маше Мироновой, нежелание «уступить» её Гриневу. Согласны ли вы с этой мыслью? Свой ответ обоснуйте.
-
12) Что увлекает нас в истории любви Маши и Гринева? Подумай и ответь!
-
13) Некоторые литературоведы видят в образе Маши Мироновой сходство с женами декабристов. Есть ли между ними что–то общее, на ваш взгляд? 14) Почему повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа “Капитанская дочка”? (В чем Маша Миронова проявила себя как подлинная дочь своего отца?) Подумай и ответь!
-
Загадки романа – это загадки жизни, которую А.С. Пушкин учит нас видеть и понимать. Вывод
-
Как вы думаете, что главное в повести «Ася» ?Сформулируйте её тему.
-
Всё в этом произведении о ЛЮБВИ.
Тысячи страниц мировой литературы посвящены этой теме. Почему? Да потому, что ЛЮБОВЬ – самое загадочное чувство. Никто не сможет дать полного исчерпывающего ответа на вопрос: Что такое ЛЮБОВЬ? Механизм любви ещё до конца не изучен. Каждый из писателей, поэтов по – своему раскрывает эту тему. По – своему раскрывает её и Тургенев. Что такое первая любовь? Как справиться с сердечной болезнью? Как пережить страдания отвергнутой любви?
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА
Один из исследователей творчества Тургенева П. Анненков утверждает, что все повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА В ходе изучения повести нам и предстоит разгадать эту загадку, выяснить, как автор раскрывает душевные переживания героев: НН и Аси. Любовь – тайна. И чтобы разгадать эту тайну, нужно проследить за поведением героев и их переживаниями.
-
-Красива ли Ася?
-
Красота не является главной чертой «тургеневской девушки»
Внешняя красота не является главной чертой «тургеневской девушки» ни в одном из произведений писателя. В облике своих героинь автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася.
-
IVглава.Почему герой повести назвал лицо Аси изменчивым?
«…Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел её лицо, самое изменчивоелицо, какое я только видел» «…бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд» «…вдруг как будто застыдилась, опустила свои длинные ресницы и скромно подсела к нам, как виноватая» «…она пуще хохотала и шалила»
-
Найдите в VI главе ответ на вопрос:
Почему Ася «не походила на барышню»? Как это помогает приоткрыть занавес тайны её происхождения?
-
Проблема
Выяснить, какими чертами характера обладает героиня повесть И.С.Тургенева «Ася» , почему она относится к образам «тургеневских девушек».
-
Задание для работы в группах
1. Проследить за поведением, поступками Аси, сделать выводы о её характере. 2. Определить, что придаёт ей оригинальность и загадочность. 3. Доказать, что Ася ведёт себя не так, как девушка из дворянской семьи.
-
Выводы
Выражает чувства только Ася, только она открывает душу. Ключевым является образ испуганной птички (мысли писателя – не судьба) После этой сцены Аси нет на страницах повести, родилась новая Анна Николаевна, которая не будет смотреть на мир «светлыми, черными глазами». Главная черта Аси – окрылённость, она – птица, она хотела воспарить над обыденностью, она способна любить. Она поэтична и мечтательна. Повесть о любви становится повестью о выборе жизненной позиции. Господин N предал свою любовь, предал самого себя, свои «крылатые устремления
-
« У счастья нет завтрашнего дня, нет и вчерашнего. У него есть настоящее и то не день, а мгновение» И.С.Тургенев Идея повести
-
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников.- Ростов – на Дону, 2008. - С.45- 74. 2. Горшкова В.В. Диалог в деятельности современного учителя // Педагогика.- 2011.- №2. – С.68- 76. 3. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации в обучении. «Психология в школе». - 2008. - №1. - С.120 -126. 4.Казанцева И.А. Роль проблемного обучения в реализации деятельностной направленности современного гуманитарного образования // Новое в психолого- педагогических исследованиях.- 2011.- №1.- С.19-24. 5. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Альтернативные уроки. -Ростов-на-Дону, 2007. 6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. – М.: Баласс, 2008. - С.5 – 55. 7. Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно – диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе // Образовательная система «Школа 2100». Сборник материалов. – М.: Баласс, 2009. - С.164 – 283. 8. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М: Баласс, 2008. 9. Омарова А.А. Современная технология проблемного обучения // Современные
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.