Содержание
-
Технология продуктивного чтения,
или Формирование правильного типа читательской деятельности
-
-
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
-
М.М.Пришвин Кладовая солнца
Что нам известно об авторе? Как вы понимаете заглавие произведения? В прямом или переносном значении употребил это выражение писатель? Если в переносном, то что это за троп? Метафора строится на скрытом сравнении. Как вы думаете, что здесь будут сравниваться? Можете ли вы предположить, о чем будет текст, кто его главные герои?
-
Жанр произведения – сказка- быль
Что дополнительно подскажет вам такое определение жанра своего произведения, данное Пришвиным? Какие события произойдут в сказке – были? Предположите, какими чувствами, настроением будет проникнуто это произведение? Что мы будем ждать от чтения? Цель: прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения?
-
IIэтап Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
-
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
-
Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку, как на всякую ползущую тварь. Ничего не видя, кроме клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню, еле передвигая за собой большую корзину, вся мокрая и грязная — прежняя Золотая Курочка на высоких ногах. Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.
-
Приемы работы с текстом
Диалог с автором текста Почему лось спокойно глядит на ползающую девочку? А что такое ползающая тварь? Почему клюква «своя»? Почему она ничего не видит , кроме своей клюквы, даже не замечает огромного лося? Почему ее лось за человека не считает? А какие повадки обычных зверей? Комментированное чтение Лось с высоты своего роста смотрит спокойно, потому что не видит в девочке опасности для себя. Он не видит в ней думающего, умного, заботящегося о других человека. Сколько же надо было пройти времени, чтобы набрать большую корзину и при этом ни разу не вспомнить о брате. Чувство жадности сильно и страшно, оно не знает границ и уничтожает в человеке доброту и любовь. Человек превращается в зверя.
-
Беседа по прочитанному
Какие слова здесь повторяются и почему? Найдите слова-синонимы и определите их роль. Почему автор называет Настю «прежней Золотой Курочкой»? Найдите ключевые слова. (Человек, зверь, равнодушие)
-
Беседа по содержанию текста.
Как автор продолжит тему «зверя»? Назовите основной принцип «звериной» жизни. Кто противостоит волку Серому Помещику? Почему дети пошли к палестинке разными путями? К чему это привело? Кто помог Насте вспомнить о брате? Почему Травка пришла на помощь человеку? Что обещал открыть детям Антипыч?
-
Обобщение прочитанного
Почему осиротевшие дети смогли преодолеть свое горе и наладить жизнь? На кого они старались походить? Удалось им это? Почему они жили и работали так дружно? Какую правду завещали родители детям? Смогли ли дети выполнить завет родителей? Дайте определение слову «правда» на основе описаний отношений Антипыча и Травки и эпизода охоты собаки на зайца. Какую правду завещал Антипыч Травке?
-
III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
-
Концептуальная (смысловая беседа по тексту)
Вспомните и назовите все имена собственные в сказке-были(Настя Золотая Курочка, Митраша «Мужичок в мешочке», корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, петух Петя, собака Травка, волк Серый Помещик). Какую мысль хотел выразить М.Пришвин, давая героям такие имена? (единство человека с миром) Как показана жизнь Насти и Митраши в единстве с окружающим миром? Почему, по мысли автора, необходимо единство существования всего живого? К чему ведет разлад? Зачем писатель вставляет рассказ о ели и сосне, растущих вместе, к тому же помещает его в самое начало пути детей? В чем состоит правда? Как и через кого Антипыч помог детям найти свой путь к правде?
-
Работа с заглавием
Что автор называет кладовой солнца? «Мы это так понимаем, что все Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку от солнца в наследство» Найдите ключевые слова (солнце, мать, наследство, тепло, родители-растения, дети, добро). Как эти слова помогут нам понять смысл заглавия, в котором заложена основная мысль произведения?
-
Знакомство с писателем
Какими эпитетами мы можем назвать сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»? А каким должен быть человек, написавший эту удивительное философское произведение о смысле жизни? Рассказ «Столбы» В.Важдаева.
-
Творческие задания
Сочинение «Образ Солнца и его роль в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Мой путь к правде Письмо к писателю Почему за любовь надо бороться? («…эта правда есть правда вековечной борьбы человека за любовь» ) Что бы я хотел сказать своему брату (сестре) Чему научили меня мои родители Нарисовать иллюстрации Иллюстрации к сказке-были М.М.Пришвина (создание сборника) Что больше в «Кладовой солнца» – сказки или были?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.