Содержание
-
Технология продуктивного чтения
Автор технологии: Н.Н. Светловская
-
- это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
-
Цель технологии:
* формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
-
Задачи:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.
-
Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
-
Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
-
I этап. Работа с текстом до чтенияДанный этап включает в себя прежде всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определяется смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста. Выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт. Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
-
II этап. Работа с текстом во время чтения
1) Первичного чтения текста - самостоятельное чтение детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя). 2) Выявление первичного восприятия проводится с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств. 3) Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. ( приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.)
-
4) Обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов. 5) Выразительное чтение.
-
Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
-
находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
-
После первичного чтения «про себя» задаю вопросы: - Что вас удивило? Что было самым интересным? При повторном чтении вслух – учитель ведёт диалог с автором. Вести диалог с автором - это способность, которая не возникает самостоятельно, поэтому её необходимо формировать специально.
-
Приём комментированного чтения
Дети овладевают с помощью учителя. На первых этапах дети читают - учитель, как квалифицированный читатель- комментирует. Главное здесь, не переборщить, не превратить комментарий в развёрнутую беседу. Комментарий должен быть кратким и динамичным.
-
III этап. Работа с текстом после чтения
Работа с текстом продолжается концептуальной (смысловой) беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. (выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.) И вот тут авторы технологии предлагают знакомство с писателем. (по их мнению, рассказ о писателе после знакомства с текстом, позволяет ребёнку соотнести его с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.)
-
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями- обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям. (-Какой именно фрагмент проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях?). Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
-
Творческих заданий для третьего этапа
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)». Они должны опираться на какую-либо сферу читательской деятельности. В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.
-
Вывод:
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.