Содержание
-
Использование в работе педагога технологии смыслового чтения
Горгадзе Л.Г. МБОУ «Гимназия 259» ГО ЗАТО Фокино
-
Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской
1 этап. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
-
Приемы
«Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Батарея вопросов» «Предваряющие вопросы» «Рассечение вопроса» «Алфавит за круглым столом» «Соревнуемся с писателем»
-
Работа с текстом во время чтенияПервичное чтение текста.
1. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми.Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 4. Выразительное чтение.
-
Приемы
Чтение в кружок» (попеременное чтение») «Чтение про себя с вопросами» «Чтение про себя с остановками» «Чтение про себя с пометками» «Чтение в парах – обобщение в парах»
-
3 этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания)
-
«Отношение между вопросом и ответом» «Вопросы после текста» «Тайм-аут» «Проверочный лист» Приемы
-
Смысловое чтение
это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
-
Виды смыслового чтения
просмотровое ознакомительное изучающее (исследовательское) рефлексивное функциональное (поисковое)
-
Просмотровое чтение. Поиск конкретной информации или факта. Ознакомительное чтение Определение главного смысла, ключевой информации. Изучающее чтение. Поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Функциональное чтение. Поиск информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания.
-
Рефлексивное чтение – самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. Вдумчивое чтение заключается в овладении целым комплексом умений: - предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; - понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; - анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.
-
Методы и приемы для обучения смысловому чтению
Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию. Ответы на поставленные вопросы. Определение последовательности событий в тексте. Преобразование прочитанного текста в таблицу. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения. Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т. д
-
Работа с незнакомыми словами. Работа с ключевыми словами. Работа с многозначными словами. Работа с фразеологизмами. Рассказ по предложению. Развитие читательского воображения. Диалог с автором текста. Методы и приемы для обучения смысловому чтению
-
Рекомендации педагогам
выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала; формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом; предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности; повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед; организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления; обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
-
Смысловое чтение как общеучебноеметапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках и во внеурочной деятельности. Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.
-
Используемые материалы
https://kartinki.pics/pics/uploads/posts/2022-08/1661381013_24-kartinkin-net-p-fon-dlya-uroka-literaturnogo-chteniya-kras-24.png https://i.pinimg.com/564x/58/b3/4f/58b34f282775fed766a7de5e1abed87c.jpg https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.labirint.ru%2Fbooks%2F51715%2F&psig=AOvVaw0WOKA8oitenWtdVU3uhoTa&ust=1704699795995000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBEQjRxqFwoTCMCo35nlyoMDFQAAAAAdAAAAABAD https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674052109_gas-kvas-com-p-risunok-po-russkomu-yaziku-na-temu-frazeol-3.jpg https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fbabydi.ru%2Fkartinki-2%2Fsmajl-vopros-kartinka&psig=AOvVaw0dHGBpjrBZmOWSjx-SBL_j&ust=1704700268887000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBEQjRxqFwoTCIiW1frmyoMDFQAAAAAdAAAAABAD https://img.freepik.com/premium-vector/teacher-and-students-are-studying-in-the-classroom-cartoon-vector_723224-1287.jpg?size=626&ext=jpg
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.