Содержание
-
Проблемы адаптации школьников при переходе в среднее звено
Отчет по теме самообразования Кл. рук. 5 «А» класса Шевелёва Ю.А.
-
Вопросы к рассмотрению
Психологические особенности учащихся данного возраста Результаты анкетирования и тестирования пятиклассников Проблемы преподавания учебных предметов в 5 классах с точки зрения активности и возрастной зрелости учащихся и пути и решения в период адаптации Период адаптации учащихся: проблемы и пути их решения
-
Проблема
При переходе из начальной школы в основную успеваемость учащихся, их мотивация к учебе, активность на уроках падает.
-
Педагогическая точка зрения
Постепенное вступление младших школьников в трудный подростковый период. Начинающаяся «гормональная буря». Психологические проблемы, связанные с переходом в новые условия обучения, к новым учителям. Поток некачественной учебно-методической литературы, обрушившийся на школу.
-
Новое поколение детей, существенно отличается по своим учебным возможностям от прежних:
Их внимание менее устойчиво и, как следствие этого, им трудно слушать и слышать учителя, одноклассников, понимать вопросы и задания. Эти дети хуже запоминают – это сказывается перегрузка тем огромным потоком информации, который обрушивается на них с раннего возраста, - мозг пытается защищаться, и забывание начинает доминировать над запоминанием. В результате учащиеся делают больше ошибок в вычислениях, хуже решают задачи и т.д.
-
Эти дети не любят читать, основной источник получения информации для них является телевидение, компьютер, интернет. Как следствие , заметно снижается техника чтения, страдает грамотность письма и речи.
-
Многие дети оказываются неготовыми к обучению в 5 классе, к различным системам требований учителей-предметников, не имеют навыков самостоятельной работы, им трудно приспосабливаться ко всем изменениям, и это сказывается на их успеваемости.
-
Отношение учащихся к учебным предметам в 5 классе меняется, оно становится менее активным, менее ответственным. Снижение интереса в ряду предметов связано с субъективным ощущением утомления, перегруженности, увеличения трудностей. Нехватка квалифицированных учителей.
-
Психологическая точка зрения
Снижение самооценки Высокий уровень школьной тревожности
-
Причины возникновения проблемы
Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения Неподготовленность учителей к работе в детьми младшего школьного возраста
-
Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым методам обучения в сравнении с начальной школой Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы. Непонимание учащимися материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
-
Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5 классе. Неспособность учеников справиться с возросшим объемом домашнего задания. Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
-
Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников Недостаток дифференцированного материала для организации самостоятельной работы учащихся. Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе. Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
-
Сложности организационного и учебного характера
Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность Создание ситуации успеха для пятиклассников Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. Наличие большей свободы и самостоятельности. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий. Ослабление контроля родителей. Личностный контакт с учителями.
-
Итоги I – III четвертей в сравнении с итогами 4 класса (5 «А» кл.)
-
Итоги I – III четверти в сравнении с итогами 4 класса
-
% успеваемости и качества знаний
-
Успеваемость класса в %
-
Качество знаний в %
-
Устами ребенка
Когда я перешла в 5 класс, мне было грустно, что мы уходим от нашей любимой учительницы. Все потому, что она нам была второй мамой и помогала нам во всем. А сейчас мы выросли и должны стать самостоятельными. Летом я очень переживала…. Я и так не была отличницей… Я больше всего боялась стать двоечницей…. В 4 классе я боялся переходить в пятый класс… Думал, что там очень строгие учителя…. Боялся потеряться, так как бегают по разным кабинетам. Мне сначала было страшно, а потом привык к новым учителям и классному руководителю.
-
Адаптивность - это способность к приспособлению (5 – 6 недель)
Виды адаптации: Легкая адаптация Адаптация средней тяжести Низкая адаптация = дезадаптация
-
Группы адаптивности школьников
I группа – 80 % детей. Адаптивная функция достаточно высокая, дети проходят процесс адаптации в течение первых двух месяцев. Эти дети быстро вливаются в коллектив, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без особого напряжения выполняют требования учителя. Возникающие трудности исчезают к концу октября.
-
II группа адаптивности школьников
- 13,33% детей имеют длительный период. Дети достаточно долго не могут принять учебную ситуацию, нормально общаться с учителями и сверстниками. Они могут играть на уроках, разговаривать с соседями по парте. Эти дети испытывают трудности в освоении программы. Лишь к концу I полугодия реакции этих детей становятся адекватными и т.о. адаптивность возрастает.
-
III группа адаптивности школьников
6,66 % детей. Неблагоприятно протекал период новорожденности. Дети, перенесшие черепно-мозговую травму Часто болеющие дети Имеющие нервные расстройства Дети группы риска Имеющие неблагополучную семейную обстановку.
-
Индикаторы трудности адаптивного процесса
Чрезмерное возбуждение Агрессивность Заторможенность Депрессия Чувство страха Нежелание идти в школу Быстро нарастающая усталость Неприспособленность к предметной деятельности учебного процесса
-
Неспособность произвольно управлять своим поведением Невозможность принять темп школьной жизни Школьный невроз Негативная поведенческая реакция
-
Результаты диагностики уровня школьной тревожности учащихся 5А класса
-
Уровень тревожности по аспектам %
-
Школьная мотивация учащихся 5А класса
-
Памятка
Соблюдение возрастных учебных требований, единства методов и форм обучения и воспитания на уроках и во внеурочное время Система и учет устного и письменного контроля за усвоением программного материала, гуманный подход к оценке знаний учащихся. Диагностика качества знаний, её результативность
-
Соблюдение орфографического режима, ведение тетрадей (рабочих, контрольных, по развитию речи), ведение дневников Взаимодействие учителей начальной школы, учителей-предметников, классных руководителей в решении проблемы преемственности.
-
Вывод
Тяжелая адаптация возникает тогда, когда весь комплекс учебных и внеучебных нагрузок превышает возможности ребенка. И поэтому мы, взрослые, должны создать все необходимые благоприятные условия для успешной адаптации ребенка к новым условиям. И самое важное, что мы сегодня можем сделать – это начать разговор по преемственности между средним и начальным звеном, составить план совместной работы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.