Содержание
-
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников
Автор: Редкозубова Татьяна Петровна учитель начальных классов МКОУ СОШ № 15 х. Садовый Минераловодского района Ставропольского края 2013 год От ученика, вовлечённого в деятельность, – к человеку умеющему.
-
Актуальность
Учителя начальной школы испытывают трудности в осознании новых целей начального образования, отсюда слабая ориентировка в широком арсенале учебных средств, неумение работать в нестандартной учебно-практической ситуации. Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.» (Л. Выготский).
-
Противоречия
Актуальность данного проекта подтверждается следующими противоречиями: 1. Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока. 2. Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся. 3. Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями и трудностью их интегрирования в учебный процесс.
-
Проблема Отсутствие у детей поисковой деятельности. Объект исследования Образовательный процесс в младших классах по УМК «Школа России». Предмет исследования Реализация проектной деятельности учащихся как средство развития ключевых компетенций.
-
Гипотеза
Мы предполагаем, что проектная деятельность учащихся будет способствовать формированию ключевых компетенций, если: будет желание учителя использовать данную технологию; учащиеся будут мотивированы на занятия проектной деятельностью; будут определены критерии развития ключевых компетенций; будет проведена диагностика сформированности данных компетенций при осуществлении проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность будет способствовать созданию среды для формирования и развития ключевых компетенций у младших школьников, создаст положительную мотивацию для самообразования.
-
Цель:
Определить психолого-педагогические условия проектной деятельности, которая способствует формированию и развитию ключевых компетенций младших школьников.
-
Задачи:
Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме. Исследовать актуальность проблемы. Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели. Изучить теоретические основы новой технологии. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов. Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе. Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность. Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
-
Методы:
Наблюдение – метод познания, состоящий в целенаправленном восприятии реальных объектов. Эксперимент – метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые не возможно выявить в результате наблюдения. Сравнение – это способ познания посредством установления сходства или различия объектов. Индивидуальная самостоятельная работа. Групповая дискуссия. Беседа. Анализ конкретных ситуаций. Создание проблемных ситуаций. Мини-опрос. Ролевые игры. Рефлексивный анализ самооценка.
-
Средства реализации:
Школьная учебно-исследовательская конференция для младших школьников «Шаги к успеху». Выставка лучших проектных работ. Выпуск электронного сборника презентаций проектов. Выступление на Методическом совете школы по теме. «Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность» (презентация). Письменный отчёт об экспериментальной работе. Сроки 2011-2014 годы
-
Модель:
Структурапроектной деятельности Содержание Функции Результаты Замысел Планирование Подготовка и проведение исследования Оформление и проверка результатов Расширение и углубление предметных знаний: -знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; -умение выдвигать и обосновывать гипотезы; -выполнять эксперимент; -умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента Познавательная Рефлексивная Развивающая Воспитывающая
-
Этапы реализации:
2011-2012 уч. год – подготовительный, проектировочный Цель: сбор, анализ и структурирование информации о системе формирования ключевых компетенций младших школьников. (Изучение зарубежного и отечественного опыта компетентностного образования. Разработка набора ключевых компетенций учащихся как прогнозируемого результата обучения. Разработка тематического поля проектно-исследовательской деятельности).
-
2012-2013 уч. год – практический, контрольно-коррекционный Цель: внедрение и апробация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. (Создание проектов учащимися совместно с учителями и родителями. Разработка пакета методических рекомендаций по организации работы над проектом для педагогов и учащихся. Презентация лучших проектных работ).
-
2013-2014 уч. год – заключительный Цель: обобщение опыта организации проектно-исследовательской деятельности как основы для формирования ключевых компетенций учащихся, внедрение апробированной системы проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс. (Анализ экспериментальной работы. Анализ и использование созданных методических разработок для совершенствования обучения учащихся).
-
-
План основных мероприятий :
-
-
-
Карта преемственности:
2 класс слушать и читать на основе поставленной цели и задачи; осваивать материал на основе внутреннего плана действий; вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу; работать с книгами, уметь выбрать материал с определённой целью.
-
3 класс наблюдать и фиксировать значительное и существенное в опытной работе; выполнять опыты ,эксперименты подробно и выборочно; выделять главный этап; делать выводы из фактов, совокупности фактов; выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
-
4 класс переносить свободно, широко знания с одного явления на другое; отбирать необходимые знания из большого объёма информации; конструировать знания; систематизировать информацию; пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера; высказывать содержательно свою мысль, идею; формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов; решать самостоятельно творческие задания, усложняя их; переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
-
Ожидаемые результаты:
Использование проектно-исследовательской деятельности в младших классах позволит учителям: - стимулировать практическую деятельность учащихся, способствуя формированию всего набора компетенций; - конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся. Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Умение работать с информацией. Опыт целеполагания. Ребёнок приобретает опыт планирования. Расширение кругозора. Развитие мышления. Развитие эмоциональной сферы. Опыт публичного выступления.
-
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны знать: - понятия: проблема, тема, актуальность, цель, задачи, объект, предмет; - механизм самостоятельного получения знаний; - способы поиска информации в справочной литературе. Учащиеся должны уметь: - осознавать проблему; - вырабатывать первоначальные идеи, выбирая из них лучшую; - находить информацию в справочной литературе; - сопоставить информацию, полученную из разных источников; - составлять текст выступления.
-
Риски и методы их коррекции
-
Хоть выйди ты не в белый свет А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н.Рыленков
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.