Презентация на тему "Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность"

Презентация: Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность
Включить эффекты
1 из 57
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность" по химии. Презентация состоит из 57 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.33 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    57
  • Слова
    химия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность
    Слайд 1

    «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»Блюммер Л.А учитель химии

  • Слайд 2

    Блюммер Любовь АлександровнаГод рождения - 1951Образование – высшее1973 год – Якутский государственный университетБиология. Преподаватель биологии и химии Общий и педагогический стаж - 45 летСтаж работы в данном ОУ - 30 лет«Заслуженный» учитель Республики Саха (Якутия), 24.09.2013«Отличник народного просвещения», 27.12.1991«Учитель-методист», 26.04.1989Лауреат фонда «Знанием - победишь», 23.08.2007«Учитель столицы ГО г. Якутск», 2008

  • Слайд 3

    Тема самообразования

    «Овладение учебно-исследовательской и проектной деятельностью как один из важнейших результатов общего образования»

  • Слайд 4

    Успеваемость по предмету химия

  • Слайд 5

    Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я запоминаю. Я делаю, и я понимаю. Стремление победить, горячее желание достичь → успеха, потребность как можно полнее реализовать свой потенциал ‒ ключи, открывающие дверь к совершенству. Конфуций

  • Слайд 6

    Актуальность

    При разработке исследовательских проектов учащиеся овладевают различными видами деятельности. Самостоятельно проводимая даже не очень сложная и глубокая исследовательская работа приучает учащихся к свободе мыслей, умению добывать необходимую информацию из специализированных научных источников. Переработать её овладеть методикой исследования, способами получения достоверных результатов позволяет обучиться одному из сложнейших умений формулировке выводов и предложений.

  • Слайд 7

    Новизна

    С 2016 года учебные программы по химии и методы обучения обновлены с учетом элементов исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.

  • Слайд 8

    Проблема:

    Традиционная ориентация российской системы образования на исключительное формирование предметных знаний и умений не способствует необходимому сегодня условию развития у выпускника средней школы способности к социальной адаптации и мобильности. Извечные вопросы «чему учить?» и «как учить?» обострились в настоящее время в связи с появлением различных индивидуальных замыслов изменения содержания и структуры учебной дисциплины химии

  • Слайд 9

    Решение данной проблемы

    мы видим в организации исследовательской деятельности, которая действительно способствует у учащихся формированию универсальных учебных действий(УУД).

  • Слайд 10

    Цель:

    выявить пути и условия формирования универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность

  • Слайд 11

    Задачи:

    Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме. Ознакомить учащихся с научными методами познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.; Ознакомить с основными этапами исследовательских работ; Освоить методику и технику постановки качественного и количественного химического эксперимента; Развить умения критически оценивать различные подходы к решению исследуемых задач; Научить фиксировать результаты исследования, интерпретировать, анализировать полученные данные и делать соответствующие выводы; Исследовать результативность применения метода исследовательских проектов; Использовать исследовательские проекты в урочной и внеурочной деятельности.

  • Слайд 12

    Гипотеза:

    Если мы научимся разрабатывать исследовательские проекты, то это будет способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, формированию УУД и быть конкурентно способными в жизни

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Методика

    Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации, полученных с их помощью результатов. Иными словами методы научного исследования – способ изучения объектов исследования. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым

  • Слайд 15

    Методы:

    Наблюдение– метод познания, состоящий в целенаправленном восприятии реальных объектов. Эксперимент– метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения. Сравнение– это способ познания посредством установления сходства или различия объектов. Индивидуальная самостоятельная работа. Групповая дискуссия. Беседа. Анализ конкретных ситуаций. Создание проблемных ситуаций. Мини-опрос. Ролевые игры. Рефлексивный анализ самооценка.

  • Слайд 16

    Средства реализации:

    Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Участие в городских, республиканских, международных конкурсах «Шаг в будущее», «Открой в себе ученого» Выставка лучших проектных работ. Выпуск электронного сборника презентаций проектов. Выступление на методическом объединении школы по теме: «Формирование УУД через исследовательскую деятельность» (презентация). Распространение опыта работы по исследовательской деятельности.

  • Слайд 17

    Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметах и применяются учащимися,  как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

  • Слайд 18

    Универсальные учебные действия(УУД)

    - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

  • Слайд 19

    В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.

    В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопре­деление; действия смыслообразования и нравственно-этичес­кого оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ори­ентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Слайд 20

    В блок регулятивных действий входят действия, обеспе­чивающие организацию учебной деятельности: целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неиз­вестно; планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; со­ставление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция— внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; оценка— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

  • Слайд 21

    В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компью­терных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • Слайд 22

    Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как со­ставление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение след­ствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвиже­ние гипотез и их обоснование. действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Слайд 23

    Коммуникативные универсальные действия обеспечивают умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктив­но взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проб­лемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диа­логической формами речи в соответствии.

  • Слайд 24

    Роль учителя в формировании УУД

    Учитель оказывает поддержку и содействие тем, от кого зависит достижения цели; Обеспечивает бесконфликтную совместную работу в группе; Обеспечивает обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; Учит формулировать цели группы, что позволяет её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей

  • Слайд 25

    Функции УУД в химическом образовании:

    Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребёнок осознавал все этапы её осуществления (от целеполагания до рефлексивного оценивания) Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, исследовательскую, проектную, практическую и др.) Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью. Обеспечивают успешное усвоение химических знаний, формирование умений. Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников.

  • Слайд 26

    Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния). Исследование– это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

  • Слайд 27

    Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который могут дать исследования.

  • Слайд 28

    Учебно-исследовательская деятельность имеет специфические черты:

    в ходе исследования организуется поиск в какой-то области формируются отдельные характеристики итоги работ логика построения исследовательской деятельности включает: формулировку проблемы исследования выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) экспериментальную часть выводы

  • Слайд 29

    Общие элементы всех творческих работ: выполняются с использованием литературных источников; при выполнении реферативных работ анализ литературы является основным содержанием работы; при выполнении исследовательских работ анализ литературных источников выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении. все виды работ структурированы на постановку проблемы, собственно материал и выводы.

  • Слайд 30

    Отличие проектирования и исследования

  • Слайд 31

    Отличительная особенность исследовательских работ от других видов творческих работ: Практическая методика исследования выбранного явления. Собственный экспериментальный материал. Анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

  • Слайд 32

    Схема научного исследования

    1. Обоснование актуальности выбранной темы. 2. Выдвижение гипотезы.  Гипотеза – предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. 3. Постановка цели и задач исследования. 4. Определение объекта и предмета исследования. 5. Выбор методов (методик) проведения исследования. 6. Описание процесса исследования. 7. Обобщение результатов исследования. 8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

  • Слайд 33

    При выполнении исследовательской деятельности учитываем следующие моменты:

    тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя; необходимо чтобы учащиеся хорошо осознавали суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен правильно; организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строится на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи; раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

  • Слайд 34

    Формы организации исследовательской работы:

    Кружок «Юный химик» на базе лаборатории СВФУ Института естественных наук Элективный курс «За страницами учебника» Элективный курс «Открой в себе ученого»

  • Слайд 35

    Этапы выполнения исследовательской работы

  • Слайд 36
  • Слайд 37

    При разработке различных видов исследовательских работ учащиеся учатся грамотно использовать вещества, узнают где они применяются в повседневной жизни и какой вред они наносят человеку. Вырабатываются соответствующие действия: работать с лабораторным оборудованием; ставить эксперимент; производить измерения; вычислять, обрабатывать результаты, что в целом требуют от учащихся наблюдательности, аккуратности, терпеливости – характерные черты научных-исследований.

  • Слайд 38

    Таким образом, при выполнении исследовательских работ формируются познавательные, логические, личностные, универсальные учебные действия: учащиеся овладевают начальными формами исследовательской деятельности, включая умен я поиска и работы с информацией Формируются химические действия: сравнение классификация объектов на основе внешних признаков или характерных свойств устанавливаются причинно-следственные связи в окружающем мире

  • Слайд 39

    Выполняя исследовательские работы, учащиеся решают проблемы, представляющие для них практический интерес, из многих альтернативных вариантов решения они выбирают какой то один, аргументируя свой выбор, подробно излагают его и делают выводы, дают оценку своей работе. При защите исследовательских работ ученики аргументируют выбор темы, рассказывают об этапах работы, овладевают необходимой терминологией. Оценивается четкость формулировок, результативность работы, культура речи, умение аргументировано отвечать на вопросы слушателей. Большинство учащихся, которые занимались исследовательской работой, успешно учатся в различных высших учебных заведениях, выделяются лидерскими качествами и организаторскими способностями в коллективе.

  • Слайд 40

    Формы работы, которые помогают формировать УУД

  • Слайд 41

    Формы работы обеспечивают: реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются УУД личностного самосовершенствования. УУД

  • Слайд 42

    Познавательные УУДВКЛЮЧАЕТ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ, ЛОГИЧЕСКИЕ, ДЕЙСТВИЯ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ.

  • Слайд 43

    Ключевые признаки сформированностирегулятивных УУД

  • Слайд 44

    Ключевые признаки сформированности познавательных УУД 

  • Слайд 45
  • Слайд 46

    Педагогическая значимость метода исследований : 1) открывает возможности формирования собственного жизненного опыта учащихся по взаимодействию с окружающим миром; 2) дает возможность изменить характер  учебной деятельности : репродуктивная поисковая и творческая; 3)позволяет экспериментировать, осуществлять пробное самостоятельное действие, проявить учебную инициативу, предъявлять  результаты – продукт; 4) метод, идущий от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей; 5) позволяет учителю выявить уровень личностного отношения школьников к учебному труду; 6) развивает творческое познавательное мышление.

  • Слайд 47

    ОСНОВНЫЕ ИДЕИ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

    «ВСЕ , ЧТО Я ПОЗНАЮ , Я ЗНАЮ, ДЛЯ ЧЕГО , ЭТО МНЕ НАДО И ГДЕ И КАК Я МОГУ ЭТИ ЗНАНИЯ ПРИМЕНИТЬ» ОН ПОЗВОЛЯЕТ НЕ ТОЛЬЕО ПОЛУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, НО СРАЗУ ЖЕ ПРИМЕНИТЬ ИХ НА ПРАКТИКЕ. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ УСПЕШНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ЛЮБОГО УЧЕНИКА , ДАЖЕ ЕСЛИ ОН ОТСТАЕТ ОТ ОДНОКЛАССНИКОВ В КАКОЙ- ТО ДРУГОЙ СФЕРЕ.

  • Слайд 48

    Критерии оценивания исследовательской работы

  • Слайд 49
  • Слайд 50
  • Слайд 51
  • Слайд 52

    РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ учащихся В НПК

  • Слайд 53
  • Слайд 54
  • Слайд 55

    Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. Возрастная логика обучения, основанная на принципе «Великой дидактики» идти от простого к сложному, предполагает следующие формы само­стоятельной работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, офор­мление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. Следует отметить, что выбранная фор­ма должна соответствовать содержанию. Иногда же именуют рефератами и соответственно оценивают простые сообщения на заданную тему, к тому же буквально списанные из энциклопедии или словаря. Преимущества исследовательских проектов

  • Слайд 56

    Выводы

    Работа над исследовательским проектом и его публичная защита способствует: формированию в каждом ученике творческой личности, развитию исследовательских умений, появлению инициативности, любознательности, мобильности, настойчивости достижении цели и развитие социально-активной личности. Формированию умении работать с научно-популярной литературой. Таким образом исследовательская деятельность – совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способах деятельности.

  • Слайд 57

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке