Содержание
-
Профилактика агрессивного поведения дошкольников Выполнила: Л.И. Панова педагог-психолог МАДОУ №27 «Детский сад комбинированного вида» д. Савино Новгородского района
-
Актуальность выбора темы Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна , поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невниманием нервно-психическому состоянию детей; биологическими факторами; свою долю вносят компьютерные игры и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия. Педагоги отмечают , что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган»- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в образовательном учреждении, но и дома.
-
Теоретические предпосылки Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Многие отечественные и зарубежные психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы: Берковитц, А. Бандура, Д. Доллард, З. Фрейд, К.Лоренц, В. Оклендер, А.А. Реан, К. Бютнер, В.Клайн, Э. Фромм, Р. Берон, Д. Ричар, X. Хекхаузен, Р.Кратчфилд, Н.Левинсон, Й. Заграфова, Р.С.Хоманс, Л.М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, Осинский А.К., Левитов Н.Д. и другие. Агрессия - это один из видов девиантного или отклоняющегося поведения наряду с различными нарушениями общественных норм, законодательства и пр. Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действий человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба живому существу или неживому объекту. Так же агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Одна из наиболее распространенных типологий агрессии предложена А.Бассом и А. Даркой. Ученые выделили следующие виды агрессии: физическая (физические действия против кого-либо); вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.); косвенная; направленная (сплетни, злобные шутки); ненаправленная (крики в толпе, топание и т. д.); раздражение (вспыльчивость, грубость); негативизм (оппозиционная манера поведения).
-
Цели программы: -профилактика агрессивного поведения; -формирование у детей навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; -развитие эмпатии; -раскрытие нравственного потенциала ребенка. Основные задачи:-знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;-развивать эмоциональную произвольность; -учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации); -развивать у детей доброжелательность и коммуникативные навыки.
-
1)Ритуал приветствия - позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. Сущность опыта Структура занятия:
-
2)Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Разминка воплощает важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
-
3)Основное содержание занятия - совокупность психотерапевтических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия: Сказкотерапия Арт-терапия Песочная терапия Игротерапия
-
4)Мышечная гимнастика - обучение навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии
-
Результативность Впроцессе реализации программы уровень агрессивности детей дошкольного возраста снизился на 33%: дети стали менее агрессивны по отношению к сверстникам, во многом благодаря тому, что научились контролировать свое поведение, расслабляться. Педагоги заметили,что дети стали более вежливыми, послушными, уменьшились пререкания на замечание.
-
Диаграмма результатов работы по профилактике агрессивного поведения
-
Практическое применение Представленный опыт с успехом могут использовать в своей работе педагоги- психологи, учителя –логопеды, воспитатели, а также учителя начальных классов.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.