Содержание
-
Профилактика семейного неблагополучия в условиях работы дошкольного учреждения.Организация межведомственного взаимодействияпо выявлению семейного неблагополучия.
ГБОУ СОШ №2092 им.И.Н.Кожедуба социальный педагог Гмырина Оксана Владимировна
-
Нормативно-правовая база.
ФЗ от 24.06.1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ФЗ от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» Постановление Правительства г. Москвы от 14 июня 2005 г. № 429-ПП «Об утверждении положения о комиссиях по соблюдению прав несовершеннолетних на получение общего образования» Приказ ДО г. Москвы от 7 февраля 2006 г. №51 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении» Приказ ДО г. Москвы от 27 февраля 2007 г. № 579 «О порядке ведения в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы учета обучающихся, не посещающих или пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях» Закон г. Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Москве» от 07.04.1999 г. № 16 (с изменениями от 21.02.2001 г., 23.01.2002 г.) ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
-
Основные задачи деятельности по выявлению и учёту семейного неблагополучия являются:
Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка. Оказание социально- психолого- педагогической помощи несовершеннолетним; Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики. Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
-
Субъекты взаимодействия:
Московская городская межведомственная, окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; Органы местного самоуправления в части реализации полномочий в сфере опеки, попечительства и патронажа; Учреждения здравоохранения; Образовательные учреждения; Органы внутренних дел; Учреждения Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы: Учреждения Департамента социальной защиты населения; Общественные пункты охраны правопорядка.
-
Объекты взаимодействия (целевые группы, на которые направлено межведомственное взаимодействие)
Группа А. Семьи, где дети подвергаютсянасилию со стороны взрослых (наличие признаков физического, психического, сексуального и иного насилия). Группа В. Семьи, где дети находятся под опекой Группа С. Неблагополучные семьи, а именно: педагогически несостоятельные семьи; злоупотребление родителями спиртными напитками; употребление родителями наркотических средств, аморальный образ жизни родителей; неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей; отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей , жилья и пр.); отсутствие контроля воспитания и обучения детей (отсутствие связи с детским садом или школой).
-
Группа D. Многодетные семьи; Группа E. Неполные семьи (разведённые родители, матери и отцы- одиночки); Группа F. Малообеспеченные семьи. Группа G. Семьи, где есть дети с серьёзными нарушениями физического развития, инвалиды. Особая группа -должники по оплате за содержание ребёнка в дошкольном учреждении.
-
Основные этапы работы по выявлению семейного неблагополучия.
Выявление детей и семей, находящихся в состоянии семейного неблагополучия. Оценка уровня жизни несовершеннолетнего и степени угрозы его жизни и здоровью. В случае подтверждения семейного неблагополучия передача сведений о семье несовершеннолетнего в муниципалитет (районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалистам в сфере опеки, попечительства и патронажа).
-
4. Организация индивидуальной социально-педагогической реабилитация несовершеннолетних и социального патроната над семьёй; профилактическая работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении. 5. Анализ работы с семьёй с целью прогнозирования ситуации, планирование деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.
-
Способы получения информации.
Получение первичной информации для формирования информационного банка данных семей воспитанников. Анкетирование «Социальный паспорт семьи» Анализ документации (анкет, медицинских карт) Наблюдение за ребёнком в процессе организации игровой деятельности. Анкетирование детей и родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как воздействующего фактора на личность ребёнка. Наблюдения специалистов (медик, педагог-психолог, воспитатель). Анализ продуктов детского творчества. Обращение граждан (соседей). Социальный патронаж.
-
Перечень документов, необходимых для представления на заседание КДНиЗП с целью принятия мер к семье несовершеннолетнего и постановки на учёт.
Заявление или ходатайство на имя руководителя муниципалитета; Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи несовершеннолетнего; Характеристика семьи; Характеристика с указанием полных данных несовершеннолетнего; Психологический портрет ребёнка (если необходимо); План индивидуальной работы с несовершеннолетним, подготовленный социальным педагогом.
-
ГБОУ детский сад 2492:
Обеспечивает ежедневный при прибытии воспитанников их внешний визуальный осмотр. Организует ежегодно в период с сентября по октябрь каждого года Конкурс детского рисунка по теме «Я и моя семья». Итоги конкурса направляются в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения ДОУ до 10 ноября каждого года. На первоначальном этапе анализируют работы педагог-психолог детского сада и социальный педагог. При выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребёнком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию незамедлительно (в течение трёх часов с момента выявления) направляет информацию специалистам в сфере опеки и попечительства по месту фактического проживания ребёнка, в ОВД района по месту нахождения образовательного учреждения, в Департамент образования города Москвы и по факсу- в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
-
Многодетные семьи.
Причины и признаки социального неблагополучия: Низкое материальное состояние семьи Недостаточное обеспечение питанием, одеждой, жильем и т. п. Ограничены возможности получения детьми полноценного специального и высшего образования Направление и содержание деятельности социального педагога с семьёй, с ребёнком: Социально- педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль за воспитанием и развитием детей в домашних условиях. Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах. Включение семьи во всероссийские, региональные и муниципальные программы дополнительного развития ребенка.
-
Малообеспеченные семьи (с низким уровнем дохода, с безработными родителями)
Причины и признаки социального неблагополучия: Ребенок в такой семье зачастую имеет плохие материально-жилищные условия. В семье создается напряженная психоэмоциональная атмосфера. Направление и содержание деятельности социального педагога с семьёй, с ребёнком: Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах. Организация досуга и летнего отдыха детей. Трудоустройство несовершеннолетних. Социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье. Контроль за воспитанием и развитием детей в домашних условиях.
-
Неполные семьи.
Причины и признаки социального неблагополучия: Семья испытывает финансовые затруднения В отсутствие второго родителя не всегда полноценно реализуются воспитательные и коммуникативные функции семьи у ребенка, возникают затруднения с половой идентификацией Направление и содержание деятельности социального педагога с семьёй, с ребёнком: Родительские тренинги, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений; Лекции и тематические беседы для родителей. Взаимодействие с Центром социальной помощи семье и детям.
-
Семьи с детьми, имеющие ограниченные возможности (детьми-инвалидами).
Причины и признаки социального неблагополучия: Низкая адаптация в среде сверстников. Семья испытывает финансовые затруднения, так как один или оба родителя вынуждены не работать, при этом имеют невысокое пособие на ребенка, но вместе с тем большие материальные затраты на лечение. Направление и содержание деятельности социального педагога с семьёй, с ребёнком: Изучение медико-психолого- педагогических условий, влияющих на развитие ребенка. Организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности . Защита интересов детей и их родителей во взаимоотношениях с различными структурами и инстанциями. Вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность. Взаимодействие с поликлиникой №146 и социальным отделом районной Управы «Люблино».
-
Семьи, где дети находятся под опекой.
Направление и содержание деятельности социального педагога с семьёй, с ребёнком: Посещение семьи с целью выявления условий жизни , развития и эмоционального благополучия. Осуществление контроля над воспитанием и обучением детей. Индивидуальные беседы и консультации с опекаемыми и опекунами. Взаимодействие с КДН и ЗП и органами опеки района. Информирование о возможном дополнительном образовании и развитии детей. Способствовать сближению семей с жизненной похожей ситуацией. Взаимодействие с Органами опеки и попечительства района «Люблино»: обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего (два раза в год), предоставление характеристики на семью и несовершеннолетнего воспитанника (два раза в год).
-
Неблагополучные семьи.
Причины и признаки социального неблагополучия: Эмоциональная атмосфера в семье и используемые методы воспитания травмируют психику ребенка, отрицательно влияют на результаты его обучения, полноценное развитие. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые втягивается ребёнок. Нарушаются права и интересы детей. Используются деструктивные методы воспитания. Направление и содержание деятельности социального педагога с семьёй, с ребёнком: Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (консультации, лекторий) Социально-педагогический патронаж. Контроль межличностных взаимоотношений в семье.
-
Семейный клуб «Карусель»
Цель- психолого-педагогическое просвещение и эффективное социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей-дошкольников. Одна из задач- создание благоприятных условий для успешной адаптации семей в обществе; сближение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Встречи: 2 раза в месяц (совместно с детьми, так и без них) В конце учебного года на День семьи проходит Фестиваль семей.
-
Детско -родительский клуб «Карусель» Педагогические гостиные: Консультации специалистов, тренинговые игры и упражнения, совместные игры с детьми, досуговые игры, обмен родительским опытом Творческая лаборатория: мастерилки,мастер-классы, нетрадиционные техники Музыкальная гостиная: танцевальная практика, обучение танцам, танцевальные этюды, музыкальные игры. Литературный клуб: театральные игры и этюды, разыгрывание сказок, драматизации как с детьми, так и без детей. А также семейные викторины, литературные вечера, фестивали семей, семейный театр, досуги, викторины.
-
Сводная статистика категорий семей воспитанников за 2010-2013 уч.год
-
Взаимодействие с педагогом-психологом.
Первичное анкетирование родителей. Анамнез. Диагностика нервно-психического и познавательного развития. Социально-психологическое консультирование родителей, как совместное, так и индивидуальное. Организация социально-психологического сопровождения. Первичное анкетирование «Социальный паспорт воспитанника». Обследование жилищно-бытовых условий. Детско- родительский клуб «Карусель» Коррекционно-развивающие игровые сеансы ( подгрупповые, индивидуальные, совместные с родителями) Взаимодействие с Центром социальной помощи семье и детям «Гармония» и «Люблино»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.