Содержание
-
«Профилактика семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида» г.Ковылкино Республики Мордовия
-
Цель программы: Создание комплексной системы социально-психолого-педагогической поддержки семьи по профилактике семейного неблагополучия. Задачи программы: 1. Повышать уровень профилактической работы с воспитанниками и их семьями (законными представителями) в МБДОУ «ЦРР-д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида». 2. Выявлять семьи, предположительно находящиеся в социально-опасном положении и «группы риска» на ранних стадиях семейного неблагополучия. 3. Оказывать социально-педагогическую, психологическую и правовую помощь и поддержку несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, а также их родителям (законным представителям). 4. Осуществлять консультативно-профилактическую работу всем участникам и родителям (законным представителям) образовательного процесса. 5. Принимать меры по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья воспитанников дошкольных групп. 6. Осуществлять тесное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проведения комплексной профилактической работы с семьями и воспитанниками. 7. Вести диагностическую работу с воспитанниками и родителями, проводить ежегодный анализ реализации и результативности данной программы. 8. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
-
-
Организация работы в ДОУ по защите прав несовершеннолетних - Выявление неблагополучия в семьях, и предоставление информации о данных семьях; - Проведение социального и психолого-педагогического обследования выявленных семей и детей, обследование их материально-бытовых условий проживания; - Создание условий для получения дошкольного образования детьми из выявленных семей; - Оказание психолого-педагогической помощи детям, имеющим психолого-педагогические проблемы, а также их родителям с целью профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; - Внедрение в практику работы программ и методик, способствующих формированию законопослушного поведения несовершеннолетних; - Организация досуга и вовлечение в кружки, спортивные секции выявленных детей; - Участие в межведомственных патронатах.
-
-
-
Основные принципы построения Программы 1. Комплексность и согласованное взаимодействие педагогического коллектива детского сада и социальных институтов. 2. Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с семьями с учётом отношения к «группе риска» и СОП. 3. Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы: социального, психологического и образовательного аспектов. 4. Легитимность: осуществление профилактической работы в рамках правовой базы. 5. Преемственность: согласованность профилактических мероприятий, анализ, обобщение и использование существующих технологий профилактической работы. 5. Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребёнка в детском саду, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования и социальных институтов. 6. Систематичность: работа по профилактике должна вестись систематически, для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей и вытекает одна из другой.
-
Необходимые условия для реализации Программы 1.Санитарно-гигиенические: кабинет логопеда, музыкальный зал, спортивный зал, групповые помещения, кабинеты 2.Материально-технические: физкультурное оборудование по формированию у детей здорового образа жизни; оборудование и материалы для художественно-эстетической деятельности; пособия и материалы для познавательной деятельности. 3.Организационно-педагогические: в штате: учитель - логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, воспитатели, старший воспитатель; программно-методическое обеспечение образовательного процесса: подготовлены тематические материалы профилактической направленности (буклеты, листовки и т.п.), разработан план работы с детьми по предупреждению безнадзорности и профилактике правонарушений; организация правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), педагогами (разъяснение требований законодательства в сфере профилактики детской безнадзорности и правонарушений; посещение семей, проведение родительских встреч за «круглым столом», бесед, тренингов; совещания с педагогами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений; проведение проблемного семинара для педагогов по вопросу психолого-педагогических основ организации профилактики безнадзорности и правонарушений и др.).
-
Работа по реализации Программы включает в себя 3 блока: -диагностический; -организационный; -профилактический Диагностический На диагностическом этапе осуществляется сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализируются и систематизируются информации, чтобы выявить причины, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними.Организационный Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений и безнадзорности совместно с ОПДН, КПДНиЗП, УО. Организация работы Совета профилактики.. Планирование работы по раннему выявлению неблагополучных семей Составление социального паспорта групп, ДОУ.Ведениеиндивидуальных карт воспитанников из семей «группы риска» и СОП, карты семьи. Профилактический: Реализация данного блока включает в себя работу с воспитанниками, педагогическим коллективом и родителями (законными представителями. Для успешной работы по профилактике необходим профессионально и психологически подготовленный коллектив, важно распределение обязанностей между его членами.
-
Анализ социального паспорта семейПо составу
Количество семей «группы риска» и СОП
-
Результаты анкетирования родителей (законных представителей
-
1. Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, мастер-классы, семинары – практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.) 2. Индивидуальные (консультации, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятия, посещения на дому) 3. Наглядно-информационные: условно их можно разделить на 2 подгруппы: А) Информационно-ознакомительные (эпизодические посещения родителями детского сада, открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности, дни открытых дверей, выставки детских работ, фотовыставки…); Б ) Информационно-просветительские (информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты). В настоящее время дошкольное учреждение ориентировано на поиск новых эффективных форм организации общения с родителями воспитанников.
-
-Разработка Положения о постановке на внутрисадовский учет и снятии с учета -Выявление неблагополучных семей -Изучение причин неблагополучия семьи -Ведение картотеки неблагополучных семей -Консультации для педагогов -Консультации для родителей -Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей» -Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей -Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей -Рейды в неблагополучные семьи
-
Программа рассчитана на 2 года, сентябрь 2018 – август 2020гг. ориентирована на всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, воспитанников. Программа представляет собой модель социально-педагогического сопровождения воспитанников и их семей – комплекс действий, направленных на социально-психолого-педагогическую поддержку семьи по профилактике семейного неблагополучия, в основе которой лежит единство функций: 1.Организационная работа. Работа с педагогическим коллективом. 2. Диагностическая работа. 3. Профилактическая работа с воспитанниками. 4. Профилактическая работа с родителями (законными представителями). 5. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
-
Этапы реализации мероприятий программы 1 этап – подготовительный - совершенствование нормативно-правовой базы по работе с семьями и детьми; - обновление и укрепление методического и материально-технического оснащения мероприятий программы; - постановка целей и задач профилактической работы и разработка программы; – определение стратегии и тактики деятельности; – обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику семейного неблагополучия; - корректировка банка данных неблагополучных семей с детьми, посещающими учреждение. II этап – организационный: октябрь 2018г.- декабрь2018г. - организация взаимодействия участников реализации программы; - обследование условий проживания семьи; - выявление индивидуальной потребности родителей, несовершеннолетних; - оформление пакета документов на семьи, поставленные на учет в ДОУ. - разработка методик и проведение в учреждении социологического исследования детей, родителей (законных представителей), направленных на профилактику семейного неблагополучия; – укрепление межведомственного сотрудничества; – использование в учебно-воспитательном процессе центра личностно-ориентированных приемов (ситуация успеха) и методов
-
III этап – основной: январь 2019г.-май 2020г. Реализация всей системы социально-профилактических и реабилитационных мероприятий по направлениям: - социально-правовое обслуживание; психолого-педагогическое обслуживание. Внедрение и реализация мероприятий программы, включающий в себя: - консультирование родителей(законных представителей); лекции по социально-правовым вопросам;обращениев вышестоящие инстанции для содействия взрослым членам семьи в трудоустройстве, восстановлении в родительских правах, лечении от алкогольной зависимостиоказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; Предоставление родителям, несовершеннолетним социальных услуг, согласно индивидуальным программам; экстренная детская помощьинформирование родителей по проблемам семейного воспитания, образования, здравоохранения, социальной помощи, защите их прав. IV этап – итоговый (аналитический):июнь-август 2020г. Отслеживание и анализ результатов, оценка эффективности реализации мероприятий, обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации; соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;выводы о результатах работы, прогнозирование, планирование перспектив развития детского сада в этом направлении; разработка рекомендаций.
-
Социальный эффект от реализацииПрограммы Реализация данной Программы позволит демонстрировать опыт работы наших педагогов, показать значимость и ценность работы, направленной на формирование правовых знаний взрослых и детей во взаимодействии с социальными институтами нашего города, а также даст возможность использовать наш опыт другими учреждениями. Точки риска - отсутствие или недостаточное развитие взаимодействия между педагогическим коллективом детского сада, родителями (законными представителями) и воспитанниками, межведомственного взаимодействия между субъектамипрофилактики; пассивное участие родителей и(законных представителей в решении проблем детей; Заключение Реализация Программы продолжается. Однако, мы уже сейчас с уверенностью можем сказать, что ее реализация дает положительные результаты. Анализ, проведенный за два учебный года (2017-2018 и 2018-2019 гг.), показал, что количество неблагополучных семей сокращается, растет численность родителей (законных представителей), вовлеченных в мероприятия различного уровня.
-
Участие родителей в организации и проведении спортивно-оздоровительных праздников
-
-
-
Участие родителей в проведении утренников
-
-
-
Составление генеалогическогодерева
-
Участие родителей в открытых занятиях, мастер-классах и творческих мастерских
-
Помощь родителей в организации экскурсий
-
-
Привлечение родителей к улучшению условий: - участие в субботниках по благоустройству; - помощь в создании предметно-развивающей среды.
-
Участие в конкурсах семейного творчества
-
Участие родителей в организации и проведении военно-патриотических мероприятий
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.