Презентация на тему "Профильное обучение - презентация педагогического опыта"

Презентация: Профильное обучение - презентация педагогического опыта
Включить эффекты
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Профильное обучение - презентация педагогического опыта" по педагогике, включающую в себя 42 слайда. Скачать файл презентации 0.27 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    42
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Профильное обучение - презентация педагогического опыта
    Слайд 1

    Профильное обучение как фактор социализации выпускника сельской школы

    Название конкурса: II Всероссийский конкурс презентаций «Мастер» ФИО участника: Громов Евгений Владимирович Наименование ОУ: МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа» Большеигнатовского муниципального района Населенный пункт с.Большое Игнатово, Большеигнатовский муниципальный район Регион: Республика Мордовия Номинация: Социальный проект Электронная почта: 21045ev@mail.ru

  • Слайд 2

    На современном этапе развития общества, характеризующимся стремлением к преодолению кризиса в различных сферах жизни, становлением элементов гражданского общества, развитием национального самосознания, усложнением условий жизни, особую значимость приобретает процесс освоения социального опыта, обеспечивающий эффективную социализацию личности.

  • Слайд 3

    Одной из основных функций школы становится создание оптимальных условий для формирования системы ценностей, норм и других составляющих социального опыта, которые позволяют личности в будущем эффективно адаптироваться в обществе, взаимодействовать с окружающим миром, станут основой ее противостояния негативным внешним влияниям, активного участия в социальной жизни и в процессе ее преобразования.

  • Слайд 4

    Одним из возрастных периодов, представляющих наибольший интерес в изучении, является старший школьный возраст. Именно на этом этапе развития происходит переход от относительно контролируемой социализации к усвоению научных понятий, формированию единой системы представлений, знаний, умений, навыков, опыта общения. Все это требует изучения особенностей организации образовательного процесса в старшей школе, влияющих на освоение социального опыта в этом возрастном периоде.

  • Слайд 5

    Актуальность данной проблемы обусловлена обострением следующих противоречий: между возрастающим разнородным влиянием общества на личность учащихся старших классов и недостаточной готовностью школы эффективно реализовывать социализирующую функцию, обеспечивающую освоение выпускниками положительного социального опыта; между растущими требованиями общества к уровню освоения школьниками положительного социального опыта, применения его в реальных условиях и недостаточной разработанностью теоретических основ, методики организации процесса освоения социального опыта в условиях старшей школы.

  • Слайд 6

    Введение профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы оценивается как одна из важнейших инноваций в современной школе. С этим трудно не согласиться. Индивидуальные особенности, интересы и склонности человека имеют важное, возможно, доминирующее значение для успешности в построении профессиональной карьеры. Они должны учитываться при выборе будущей сферы деятельности. Профессиональная ориентация важна и актуальна для всех учащихся, стоящих перед проблемой выбора в 8 - 9 классах. Только для одних это будет выбор профиля обучения в школе, для других — выбор и учебного заведения, где они смогут эту специальность получить.

  • Слайд 7

    Задача профилизации - создать такие условия в школах, чтобы каждый ученик нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен. Совершенно естественно, что, сделав подобный выбор, ученик вправе рассчитывать на то, чтобы получить в школе такой уровень подготовки, который обеспечил бы ему возможность поступить в соответствующее среднее специальное или высшее учебное заведение. Поэтому введением профилизации преследуется еще одна цель - обеспечить преемственность старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения.

  • Слайд 8

    Профильное обучение возникло в результате успешного функционирования классов с углубленным изучением предметов. Именно на базе таких школ в начале 1990-х гг. были созданы образовательные учреждения нового типа (колледжи, гимназии, лицеи), заложившие кадровые и материально-технические основы профильного обучения. Сегодня, когда этими школами накоплен ценный опыт по профильной дифференциации, следует глубже осмыслить проблемы интенсификации и оптимизации обучения.

  • Слайд 9

    Профильными будем называть такие классы старшей школы, в которых учащиеся объединены по образовательно-профессиональным интересам, связанным с продолжением образования и со сферой их будущей трудовой деятельности. Профильное обучение – это образовательный процесс в профильных классах лицеев и гимназий, направленный на интенсификацию социально - профессионального самоопределения старшеклассников путем дифференциации обучения на основе учета склонностей и интересов старшеклассников.

  • Слайд 10

    Анализ социализирующей среды профильного обучения Теоретические положения о роли профильного обучения в социализации личности апробируются нами обращением к реалиям образовательной практики в ходе эксперимента на базе Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия. В настоящее время в Большеигнатовском муниципальном районе актуальной является проблема формирования значимых качеств личности выпускника, способного к мобильной социальной и профессиональной адаптации и самореализации.

  • Слайд 11

    Социализирующая среда Большеигнатовского муниципального района, определяющая социально-экономические и социокультурные условия, детерминирующие социализацию личности, отвечает характеристикам, свойственным муниципальным районам России, удаленным от городских культурных центров, «российской глубинке». Его социальная структура представлена в таблице 1.

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Экономически район специализируется на аграрном производстве: ведущую роль играет многоотраслевое сельское хозяйство. В сельском хозяйстве района ведущей отраслью растениеводства является зерновое хозяйство, под зерновыми культурами занято примерно 60% всех посевных площадей. Здесь выращиваются яровая и зерновая пшеница, озимая рожь, ячмень, овес, гречиха, горох и вика. Промышленность представлена небольшими предприятиями перерабатывающей пищевой промышленности на основе местного сельскохозяйственного сырья: молокоперерабатывающий, мясоперерабатывающий, лимонадный цеха в селе Большое Игнатово. Усвоение и воспроизводство культуры осуществляется личностью главным образом в условиях школьной образовательной среды. Под образовательной средой понимается «естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика». Именно «в результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания».

  • Слайд 14

    В условиях Большеигнатовского муниципального района, где, в основном, функционируют малочисленные сельские школы, районный отдел образования пошел по пути создания на базе Большеигнатовской средней школы (райцентровской) очно-заочной профильной школы. 1-го января 2000 года на основании ходатайства районного отдела образования постановлением Главы района была открыта Большеигнатовская районная очно-заочная профильная школа для одаренных детей (РОЗПШ).

  • Слайд 15

    Исходя из особенностей базовой школы, был определен алгоритм взаимодействия со школами-партнерами, как при составлении единого расписания профильных и элективных курсов, так и при составлении расписания дви­жения школьного автобуса. Для удобства детей был создан координационный план, отражающий проведение основных мероприятий школ-партнеров. Занятия со старшеклассниками начали проводиться по двухгодичным учебным программам, утвержденным на заседании экспертного совета при Министерстве образования Республики Мордовия по следующим профилям: - физико - математический (физика, математика, информатика); - химико - биологический (химия, биология, информатика); - гуманитарный (русский язык, русская литература, иностранные языки); В профильной школе стали учиться старшеклассники, определившие свой выбор среди учебных дисциплин школьной программы.

  • Слайд 16

    Был утвержден Устав профильной школы, согласно которому она является структурным подразделением Большеигнатовской средней школы как базовой, создан научно-методический совет, в который вошли преподаватели, ведущие занятия по профилям, представители районного отдела образования, администрации школы, психологической службы. Занятия стали проводится во время зимних и весенних каникул (сессия), в межсессионный период проводятся консультации. В летний период организуется работа профильного лагеря для одаренных детей, здесь также ведутся занятия, проводятся различные познавательные мероприятия, защита исследовательских работ и т.д.

  • Слайд 17

    В муниципалитете составлены подробные карты автодорог (с учётом перспектив развития автодорожной сети республиканского и муниципального подчинения), разработаны схемы подвоза учащихся в базовые школы, ресурсные центры, определены источники финансирования приобретения транспортных средств, обслуживания и содержания школьных автобусов. Разработана и активно применяется система мер по обеспечению безопасности школьных перевозок на муниципальном уровне.

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    «Программа развития…» определила приоритетные направления муниципальной образовательной сети: – базовые школы с подвозом учащихся и сетью филиалов, обеспечивающие высококачественное образование за счет концентрации материально-технических, финансовых, кадровых и управленческих ресурсов; – социокультурные комплексы, которые должны стать центрами образовательно- культурной, оздоровительной и социальной работы на селе; – ресурсные центры предпрофильной подготовки и профильного обучения, которые создадут условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

  • Слайд 20

    Реализация мероприятий Программы обеспечит достижение следующих социально-экономических эффектов: - эффективное функционирование и развитие сети общеобразовательных учреждений района; - улучшение материально - технической и учебно - материальной основыбазовых школ и ресурсных центров, обеспечение их учебным и спортивным оборудованием, современными компьютерами, учебниками, учебно - наглядными пособиями; - транспортная доступность для получения качественного общего образования.

  • Слайд 21

    -создание необходимых условий для предпрофильной подготовки и профильного обучения и максимального удовлетворения образовательных потребностей школьников; - доступ всем школьникам к качественному образованию через расширение спектра предоставляемых образовательных услуг в условиях сетевого взаимодействия; - психофизическую безопасность учащихся и комфортные условия образовательного процесса; -повышение эффективности использования ресурсов в системе образования района и оптимизации бюджетных потоков; - переподготовку и повышение квалификации руководящих и педагогических кадров по использованию современных педагогических, здоровье-сберегающих и новых информационно-коммуникационных технологий; - развитие системы непрерывного профессионального образования.

  • Слайд 22

    Социокультурная ситуация Большеигнатовского муниципальногорайона Республики Мордовия среди задач профильного обучения на первое место выдвинула расширение возможностей социализации учащихся. Этому подчинены другие задачи профилизации: обеспечение углубленного изучения отдельных предметов общего образования; создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; создание равных возможностей доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

  • Слайд 23

    Нормативно - правовой базой процесса профилизации ОУ Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия стали «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.) [Официальные документы в образовании 2002 г. №7], постановления о проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях (2003 г.) [О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования: Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 г. №334]; Примерное положение о районной очно-заочной профильной школе при базовой средней (полной) общеобразовательной школе, утвержденное на коллегии Министерства образования Республики Мордовия 27 декабря 1997г,; Положение о районной двухгодичной очно-заочной профильной школе при базовой Большеигнатовской средней (полной) общеобразовательной школе Большеигнатовского района Республики Мордовия, принятое на общем собрании трудового коллектива учителей и учащихся школы 20.12.1999г, утвержденное приказом по Большеигнатовскому отделу образования №44 от 31.12.1999г «Об открытии очно-заочной профильной школы»; учебные программы, утвержденные на заседании экспертного Совета при Министерстве образования РМ.

  • Слайд 24

    Модель социализации учащихся старших классов профильной сельской школы

  • Слайд 25

    Программа очно - заочной профильной школы

  • Слайд 26

    Именно в стенах очно - заочной школы были продемонстрированы потенциальные возможности профилизации обучения: выбор старшеклассником своего индивидуального образовательного маршрута, т.е. формирование личной и социальной ответственности; занятия в малых группах, что, с одной стороны, как и в предыдущем случае, позволяет им расширить и углубить знания по любимому предмету, с другой – создает дополнительный эффективный фактор социализации; знакомство с новыми формами обучения: лекциями, семинарами, проектной деятельностью и др., которые помогут школьнику, во-первых, самореализоваться, во - вторых, адаптироваться к требованиям обучения в вузе; изучение иностранных языков, совершенствование своих компьютерных навыков, что создает равные стартовые возможности сельским школьникам; повышение эффективности процессов самореализации старшеклассников, чему способствует обучение в образовательном центре, пребывание в большом разновозрастном ученическом коллективе; качественный социальный контроль.

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    Менеджмент с использованием стратегий ресурсного обеспечения профилизации образования на селе позволил создать модель сетевой организации профильного обучения в Большеигнатовском районе РМ, которая характеризуется: - единым муниципальным образовательным пространством; - взаимодействием и координацией деятельности, широким социальным партнерством различных типов и видов ОУ, учреждений культуры, социальной защиты и на муниципальном уровне; - учетом местонахождения образовательных и других учреждений, их транспортной доступностью для определения маршрутов школьных автобусов; - взаимодействием образовательных учреждений с работодателями. Сложившийся в результате образовательный комплекс объединяет среднюю школу с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального, дополнительного образования, с учреждениями социальной сферы и т. д.

  • Слайд 29

    При грамотном управлении таким комплексом появилась реальная возможность без дополнительного финансирования значительно улучшить материальную базу профильного обучения, а также смягчить проблему нехватки профессиональных кадров. По договору с ведущими учреждениями высшего и среднего профессионального образования республики реальными стали учебные сессии по выделенным профилям, проводимые силами преподавателей высшей школы: ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева» – филологический факультет, ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева» – физико-математический факультет, ФГОУ СПО «Кемлянский аграрный колледж», ГОУ СПО «Ичалковский педагогический колледж им. С.М.Кирова». При этом, занятия строятся в традиционных для высшей школы формах: лекции, семинары, защита проектов, работа экспертных групп и другие формы вузовского обучения.

  • Слайд 30

    К 2008/09 учебному году в Большеигнатовском районе сложилось при сохранении универсального образования следующее профилирование, отвечающее за успешную социализацию сельского школьника: физико-математический, химико-биологический, гуманитарный,информационно-технологический, географо-биологический, эколого-географический профили. Единая сеть профильного обучения объединяет сельские школы района.

  • Слайд 31

    О том, насколько успешно введение профильного обучения позволит повысить чувство уверенности учеников в своих знаниях, помочь им самоопределиться в выборе дальнейшего жизненного пути, можно судить по тому, какие изменения произошли в самочувствии учеников за последние два года. У половины учащихся старших классов чувство уверенности заметно увеличилось, такое же число учащихся не отмечает изменений в чувстве уверенности. Введение профильного обучения примерно у половины опрошенных учащихся не повлияло на состояние тревожности, а у другой половины оказало противоположное действие – или повысило, или понизило чувство тревожности. Следовательно, введение профильного обучения оказывает неоднозначное действие на уровень тревожности учеников.

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Сравним полученные результаты.

    Полученные результаты - изменение профессиональных предпочтений (ср.: сферы «человек-техника» и «человек-природа») подтверждают эффективность предложенной модели профильного обучения сельского школьника как фактора его самореализации. Одним из показателей социализации в макросоциуме мы считаем получение учащимися профильных классов призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах исследовательских и проектных работ учащихся. Динамика данного процесса (в процентах к общему количеству участников) отражена далее в диаграмме.

  • Слайд 34
  • Слайд 35

    Анализ результатов деятельности педагогического коллектива, учащихся и их родителей по реализации профильного обучения по выделенным критериям в период с 2005 по 2009 годы позволил сделать следующие выводы: проведенная экспериментальная работа способствует выявлению и развитию творческого потенциала профильной школы, укреплению традиций, закладывает основы: - индивидуализации образовательного процесса; - модернизации образовательного процесса учреждения с разработкой и подбором программ, новых форм, методов организации учебно - воспитательного процесса; - создания условий для раскрытия, повышения творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов профильной школы; - разработки системы отслеживания динамики изменения личности и результативности образовательного процесса учреждения; - повышения материально - технической оснащенности профильной школы.

  • Слайд 36
  • Слайд 37
  • Слайд 38

    Приведенные данные показывают необходимость взаимодействия субъектов социализации школьников при организации профильного обучения. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается учетом различных аспектов организации профильного обучения. Во - первых, необходимо обеспечить организационные условия: - создание органов, ответственных за разработку системы профильного обучения в школе; - осуществление конкурсного набора в профильные классы; - заключение договоров с учреждениями образования (школы, ДПО, НПО, СПО, ВУЗ) о сетевом взаимодействии. Во - вторых, на наш взгляд, требуется обеспечить необходимые информационные условия: - информирование членов рабочей группы о задачах предстоящей работы; - информирование родителей и учащихся о создаваемой системе профильного обучения; - определение контингента учащихся профильных классов; - выявление и анализ предпочтений девятиклассников в отношении профилей обучения; - ознакомление членов рабочей группы и педагогического коллектива с нормативно - правовыми документами по вопросам профильного обучения. В - третьих, необходимо создать кадровые условия: - обучение учителей методике разработки программ элективных курсов профильного обучения; - обучение учителей эффективным технологиям преподавания программ профильного обучения; - заключение договоров с возможными преподавателями по совместительству о преподавании элективных, профильных курсов.

  • Слайд 39

    В - четвертых, предусматривается обеспечить научно - методические условия: -разработка плана - графика мероприятий по информированию учащихся и родителей о системе профильного обучения; -разработка сценариев и методик проведения информационных мероприятий; -разработка проекта школьного учебного плана профильного обучения, отражающего специфику региона, в котором проживают учащиеся; - разработка программ профильных элективных курсов. В-пятых, вносятся соответствующие коррективы в нормативно-правовое обеспечение: - вносятся необходимые изменения в Устав школы в связи с введением профильного обучения; - издается приказ о переходе старшей школы на систему профильного обучения; -утверждаются программы (авторские, адаптированные) элективных учебных курсов; - утверждается учебный план профильного обучения. В-шестых, предусматривается материально - техническое и финансовое обеспечение: -подготовка необходимого оборудования для проведения курсов профильного обучения; -заключение договоров о предоставлении необходимого оборудования, лабораторных помещений для проведения практических занятий в рамках профильного обучения; - составление сметы расходов, выделение средств на обучение кадров, приобретение учебной, методической литературы.

  • Слайд 40

    Факторы профильного обучения (вариативность образовательных программ профильного обучения, соответствующих интересам учащихся старших классов и их родителей; использование активных форм и методов обучения; интеграция учебного процесса и исследовательской деятельности учащихся; интеграция образовательной среды и социума; опора на принципы гуманизации, социально ориентированного обучения, единства свободы выбора и ответственности; использование в учебном процессе различных педагогических технологий: личностно ориентированного обучения, разноуровнего обучения) способствуют активизации процесса социализации учащихся сельской школы.

  • Слайд 41

    Устав Большеигнатовской районной двухгодичной очно-заочной профильной школы I. Общие положения Районная очно-заочная профильная школа (РОЗПШ) является структурным подразделением Большеигнатовской базовой средней общеобразовательной школы, обеспечивает профильное обучение способныхучащихся 10-11 классов на основе договоров с общеобразовательными школами района . Осуществляет свою деятельность в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы. Основные цели и задачи РОЗПШ: - качественное повышение уровня образования учащихся района; - выявление наиболее способных и одаренных учащихся, создание условий для всестороннего развития индивидуальных способностей детей. 1.4 учредитель РОЗПШ – управление образования . II. Структура и организация работы 2.1 В РОЗПШ на основе поэтапной аттестации создаются условия для получения учащихся углубленного образования по естественно-математическому и гуманитарному профилям по очным и заочным формам. 2.2 Учебные планы и программы утверждаются управлением образования по согласованию с МРИО. 2.3 Два раза в год проводятся летняя и зимняя сессии. 2.4 Для учащихся, зачисленных в РОЗПШ, один день недели в своих школах освобождается для консультации, самостоятельной проработки полученных заданий на основании Договоров РОЗПШ со школами района. 2.5 Регулярная проверка ЗУН учащихся РОЗПШ осуществляется путем выполнения контрольных работ между сессиями, а на уроках – проведением письменных работ, выполнением лабораторных и практических заданий, проведением зачетов и экзаменов. Вводятся полугодовые и годовые зачеты и экзамены. 2.6 Наполняемость классов-комплектов не должна превышать 20 человек. III. Содержание и формы работы 3.1 Для работы с учащимися РОЗПШ привлекаются лучшие учителя района, а также преподаватели вузов. 3.2 Работа РОЗПШ организуется по очно-заочной форме: для учащихся школы устанавливаются учебные сессии на период зимних, весенних, летних каникул; между сессиями учащиеся получают задания для самостоятельной проработки; в определенный день учащиеся могут получить необходимые консультации.

  • Слайд 42

    IV. Порядок приема и отчисления 4.1. В РОЗПШ принимаются учащиеся 10-11 классов школ района с согласия родителей на основании письменных заявлений и Договоров с общеобразовательными школами района. 4.2 Зачисление в очно-заочную школу производится приказом начальника РУО. 4.3 В случае, когда учащиеся не определяются с изучением учебных дисциплин по профилю, не выполняют требования Устава школы, они отчисляются. 4.4 По окончании РОЗПШ выдается сертификат особого образца, утвержденный Министерством образования Республики Мордовия и являющийся дополнением к документу об образовании государственного образца. V. Управление, кадровое и финансовое обеспечение 5.1 РОЗПШ находится в подчинении районного управления образования. 5.2 РОЗПШ работает по штатному расписанию, утвержденному Министерством образования РМ. 5.3 Высшим руководящим органом РОЗПШ является научно-методический Совет, утверждаемый начальником РУО. 5.4 Директор базовой Большеигнатовской средней школы: - представляет РОЗПШ как структурное подразделение школы во всех государственных и общественных организациях, учреждениях, предприятиях; - осуществляет подбор и расстановку кадров по согласованию с РУО, регулирует учебную нагрузку педагогических кадров. VI. Финансирование Финансирование очно-заочной профильной школы осуществляется за счет бюджетных средств, выделенных Министерством образования Республики Мордовия, районной администрацией. Ставки педагогических работников оплачиваются по высшей квалификационной категории. Ставки заработной платы учителей устанавливаются из расчета 18 часов в неделю, из них 2 часа отводится на методическую консультационную работу. Должностные оклады директоров, его заместителей и других работников устанавливаютсяРУО.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке