Содержание
-
Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы
-
План лекции:
К проблеме профильного обучения иностранным языкам Психолого-педагогические условия обучения ИЯ на старшей ступени полной средней школы Основные характеристики профильного обучения Структура и содержание профильного обучения Принципы профильного обучения иностранным языкам Формы организации профильного обучения ИЯ Основные приёмы и технологии профильного обучения Возможности учебно-методического обеспечения профильного обучения на старшей ступени обучения
-
Концепция модернизации российского образования:
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу, её социально-экономическое процветание».
-
Постановка проблемы:
Старшая ступень полной средней школы не отражает новые мировые тенденции в образовании; на этой ступени плохо реализуется идея непрерывности образования; старшая ступень не нацелена на профориентацию школьников, мало способствует их самоопределению; не предусматривает рациональное распределение учебной нагрузки старшеклассников с учетом их интересов и профессиональных устремлений.
-
Функции старшей ступени обучения (ИЯ):
обеспечить завершение общеобразовательной и языковой подготовки школьников; помочь старшеклассникам в их самоопределении и, в частности, в определении роли и места иностранного языка в их планах на будущее; создать базу для возможного использования ИЯ в трудовой деятельности сразу после окончания школы; нацелить и подготовить старшеклассников к продолжению языкового образования.
-
Двухуровневая система подготовки школьников:
общеобразовательная / базовая подготовка профильная подготовка.
-
Основные важные направления модернизации:
изучение ИЯ на старшей ступени является обязательным; на ИЯ выделяется минимально коммуникативно достаточное количество учебных часов — не менее 3 часов в неделю на общеобразовательном базовом уровне; обучение ИЯ может, осуществляться на разных уровнях — общеобразовательном/базовом и углубленном/ профильном; введение профильного обучения (6 часов в неделю) позволяет повысить качество владения старшеклассниками ИЯ; введение профильного обучения позволяет использовать ИЯ не только как цель обучения, но и как средство обучения другой предметной области; изучение второго ИЯ (2 часа в неделю).
-
Психолого-педагогические условия обучения ИЯ на старшей ступени полной средней школы:
Ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность; Развивается теоретическое мышление; Выраженная тяга к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; Склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и уровень знаний и самостоятельности; Развивается мотивационная сфера, возникает нового уровня самосознания, стремление к самоутверждению, самовыражению; Формируется активная жизненная позиция;
-
Нормативные документы, регламентирующие организацию профильного обучения:
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта для всех ступеней обучения, раздел «Иностранный язык»; Базисный учебный план; Примерные программы по каждому из основных иностранных языков, изучаемых в российских школах (английскому, немецкому, французскому, испанскому); Методическое письмо «О преподавании иностранных языков в условиях введения федерального компонента Государственного образовательного стандарта», утвержденное МО РФ; Другие.
-
Основные характеристики профильного обучения:
Профильное обучение - система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
-
Структура и содержание профильного обучения:
Три типа учебных курсов: базовые, профильные, элективные курсы.
-
Типы учебных курсов:
Базовые общеобразовательные курсы обязательны для всех учащихся. Их один и тот же во всех профилях: математика, история, русский и иностранный языки, мировая художественная культура (МХК), физическая культура и интегрированные курсы обществознания и естествознания.
-
Профильные курсы — углубленные курсы для старшей ступени школы, нацеленные на профессиональную ориентацию школьников, на их начальную специализацию в конкретной предметной области.
-
Элективные курсы — обязательные курсы по выбору школьников, входящие на старшей ступени в состав профиля. Они могут расширять, дополнять и видоизменять профиль.
-
Перечень профилей:
Физико-математический профиль Физико-химический профиль Химико-биологический профиль Биолого-географический профиль Социально-экономический профиль Социально-гуманитарный профиль Филологический профиль Информационно-технологический профиль Агротехнологический профиль Индустриально-технологический профиль Художественно-эстетический профиль Оборонно-спортивный профиль
-
От чего зависит выбор профиля?
Будет ли он продолжать профессионально ориентированное изучение ИЯ в специализированном учебном заведении. например лингвистическом/языковом педагогическом вузе? Будет ли ИЯ служить для него средством изучения другой предметной области? Будет ли выпускник использовать ИЯ в практической деятельности сразу после окончания школы?
-
Филологический профиль:
-
Цели профильного обучения ИЯ:
Дальнейшее развитие коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной); Развитие и воспитание личности старшеклассника: способности учащегося к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; способности и готовности к самостоятельному изучению ИЯ, к дальнейшему самообразованию с использованием его в разных областях знания; опыта творческой деятельности, проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.
-
Цели профильного обучения ИЯ (лингвистический профиль):
расширяется компонентный состав развиваемой ИКК за счет формирования самых элементарных основ лингвистической компетенции (т.е. элементарных знаний о языковедческих науках, более систематизированных представлений о категориях языка, речи и т.п., а также филологических знаний, навыков и умений на основе текстовой деятельности и изучения связанной с ней проблематики); перевод с ИЯ на родной.
-
Цели профильного обучения ИЯ (неязыковой профиль):
чтение профильно-ориентированных текстов; овладение дополнительной лексикой (терминологией); использование профильно-ориентированных ситуаций общения.
-
Содержание профильного курса:
Большое внимание уделяется лингвистическому аспекту речи. Развиваются и совершенствуются все ВРД. Становятся более разнообразными ситуации общения, в т.ч. за счёт профильно-ориентированных. Увеличивается объём читаемого. Используются все стратегии/виды чтения. Больше внимания уделяется аудированию и письменной речи. Перевод выступает как ВРД.
-
Принципы профильного обучения ИЯ:
Общедидактические принципы: научности; системности и последовательности; связи теории с практикой; сознательности и активности; прочности; наглядности и др.
-
дифференциация и индивидуализация обучения; деятельностная и межкультурная направленность обучения; учет и развитие профессиональной ориентации старшеклассников; возрастание удельного веса самостоятельности старшеклассников; интенсификация речевого и социального взаимодействия школьников средствами ИЯ; опора на имеющийся опыт учения; реализация реальной преемственности языкового образования между всеми звеньями системы образования; продуктивность.
-
Формы организации профильного обучения ИЯ:
Модель внутришкольной профилизации: однопрофильная школа (школа, выбравшая только один профиль, например физико-математический или социально-гуманитарный); многопрофильная школа (реализующая несколько профилей).
-
Модель сетевой организации: Несколько школ, не имеющих достаточной базы для организации профильного обучения, объединяются вокруг школы с достаточным потенциалом, которая для этих школ выполняет роль «ресурсного центра». Школа кооперируется с другими образовательными учреждениями, например дополнительного образования (кружки по интересам, клубы и т.п.), а также высшего образования (например, подготовительные курсы при вузах) и начального и среднего профессионального образования (НПО, СПО).
-
Основные приёмы и технологии профильного обучения:
Общеучебные умения - приемы, связанные с поиском информации, в том числе с помощью мультимедийных средств, а также с отбором информации, ее обработкой, преобразованием и презентацией, ее использованием в практической деятельности. Специальные учебных умения – приемы, связанные сразвитием основных ВРД (коммуникативные умения), работа над языковым материалом и предметным содержанием иноязычной речи.
-
Учебно-методическое обеспечение профильного обучения:
новые УМК, отдельно для общеобразовательного базового уровня (базовый курс — 3 часа в неделю) и отдельно для профильного уровня (профильный курс — 6 часов в неделю); отдельно относительно небольшие профильные курсы (3 часа в неделю), которые должны надстраиваться над базовым курсом и их количество должно, по-видимому, соответствовать количеству наиболее востребованных профилей; разноуровневые УМК, нацеленные на обучение как в рамках базового, так и профильного курсов (6 часов в неделю).
-
Основные приёмы и технологии профильного обучения:
Какие технологии обучения являются, на Ваш взгляд, наиболее адекватными для целей профильного обучения ИЯ? Обоснуйте свой выбор.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.